Положение Зеленского как на внешней, так и на внутренней арене максимально усугубилось, пишет FT. С одной стороны, ему вряд ли стоит ожидать чего-то положительного от саммита Трампа и Путина, с другой — общество так и не простило ему нападки на антикоррупционные ведомства, а с третьей — вооруженные силы России успешно наступают на Донбассе.
Ослабленный на внутриполитической арене Зеленский пытается повлиять на ход переговоров по Аляске издалека — на фоне копящихся потерь на поле боя.
Владимир Зеленский так и не оправился от серьезнейшего внутриполитического кризиса за все свое президентство — его неудачная попытка обуздать украинские антикоррупционные ведомства обернулась гневной отповедью общественности — когда на прошлой неделе у него зазвонил телефон. На проводе был Дональд Трамп.
Президент США позвонил украинскому лидеру и его европейским коллегам, чтобы проинформировать их о встрече, которая только что завершилась в Москве. Спецпосланник Трампа Стив Уиткофф встречался с Владимиром Путиным.
Официальные лица, непосредственно присутствовавшие при телефонном разговоре и проинформированные о его ходе, назвали его содержательным. Однако сам его посыл вызвал вопросы. Украинский лидер остался гадать, что именно обсуждали Уиткофф с Путиным, и нервничал из-за того, чтó именно тот мог пообещать российскому лидеру в обмен на прекращение боевых действий.
Трамп заявил, что, по словам Уиткоффа, Путин согласится на прекращение огня, если Украина выведет войска из Донецкой области на востоке страны. Путаница возникла вокруг Херсонской и Запорожской областей на юге Украины, которые российские войска заняли лишь частично, но которые с некоторых пор вписаны в конституцию страны.
Трамп заявил, что речь пойдет об «обмене территориями». Но Украина занимает лишь клочок российской территории с тех пор, как ВСУ были выбиты с плацдарма в Курской области минувшей весной, и поэтому она мало что может предложить в плане обмена. А уступать Москве собственные земли, особенно те, которые армия России еще не взяла силой оружия — одна из красных линий украинского руководства.
Москва, со своей стороны, с тех пор заявила, что не отдаст ни Херсон, ни Запорожье. «Территориальная целостность России закреплена в конституции нашей страны», — подчеркнул представитель МИД.
Тогда Киев и его европейские союзники развернули чрезвычайно рискованные попытки дистанционно сформировать повестку переговоров, до которых их очевидно не допустят. Их цель — избежать кошмарного сценария для Украины: принуждения к несправедливому и, возможно, нежизнеспособному исходу, либо обвинений и последующего наказания со стороны США за несговорчивость.
Для Зеленского это крупнейший дипломатический вызов за все шесть лет его президентства. Сам он не будет присутствовать на Аляске, где судьбу Украины будут вершить двое, один из которых ввел на ее территорию войска, а другому когда-то был объявлен импичмент за отношения с Киевом.
Это произойдет на этапе, когда внутренние позиции Зеленского серьезно подорваны, а и без того растянутая оборона ВСУ отчаянно пытается сдержать недавний прорыв российских войск и предотвратить катастрофу.
«Сейчас миг максимального давления, — считает бывший дипломат ЕС в Киеве, а ныне аналитик R.Politik Балаж Ярабик. — Полагаю, американцы понимают, что это момент слабости Зеленского, и попытаются этим воспользоваться по своему усмотрению».
* * *
Сдача позиций внутри страны — во многом вина самого Зеленского.
Серьезный кризис разразился в конце июня, когда Зеленский сделал судьбоносный выбор. Его министр по вопросам национального единства, занимавшийся возвращением беженцев на родину, находился за границей по государственным делам и, по словам трех чиновников из окружения Зеленского, желанием возвращаться не горел.
А все потому, что Алексей Чернышов, бывший вице-премьер и близкий соратник Зеленского, получил от Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) уведомление, что в ходе неуклонно ширящегося расследования дела о земельных участках ему будет предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением и получении шестизначного «отката». Чернышов подтвердил The Financial Times, что в ходе зарубежной командировки ему звонили из НАБУ.
По словам трех осведомленных украинских чиновников, Зеленский призвал министра немедленно вернуться в Киев. Двое из них утверждают, что он также пообещал защитить Чернышова от судебного преследования и даже посулил ему личную охрану от границы до столицы.
Два других чиновника утверждают, что Зеленский дал понять, что готов пойти еще дальше. «Зеленский пообещал заняться НАБУ», — добавил один из чиновников. Слишком много людей из окружения Зеленского стали фигурантами уголовных расследований этого крайне независимого ведомства.
Помимо Чернышова, утверждается, что под следствием НАБУ по подозрению в хищениях оказались давний личный соратник и совладелец успешной компании Зеленского в шоу-бизнесе Тимур Миндич, а также бывший замглавы администрации Зеленского Ростислав Шурма.
Вместо того, чтобы отмежеваться от близких союзников, оказавшихся под следствием, Зеленский поспешно попытался передать антикоррупционные ведомства под контроль генерального прокурора — которого сам же назначил всего за несколько недель до этого.
Это решение спровоцировало самое ожесточенное внутриполитическое противостояние за все его президентство. «Это была масштабная, тщательно спланированная атака всех правоохранительных органов на антикоррупционную систему», — заявил The Financial Times 30 июля Александр Клименко, глава Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП), которая сотрудничает с НАБУ и расследует дела, возбужденные ее следователями.
21 июля Служба безопасности Украины (СБУ), чей глава назначен лично Зеленским, провела обыски в домах нескольких следователей НАБУ, задержав двоих из них и предъявив им обвинения в работе на Россию. Глава НАБУ Семен Кривонос заявил, что СБУ не предоставила никаких доказательств в поддержку выдвинутых обвинений и проводила обыски на сомнительных основаниях и без судебного ордера.
Чернышов, Миндич и Шурма выдвинутые против них обвинения отвергли. Чернышов заявил The Financial Times, что событий, о которых говорит НАБУ, «не было вовсе», и что он готов доказать свою невиновность. Он признал, что его зарубежная поездка была продлена, однако подчеркнул, что оставаться за границей при этом никогда не планировал. Он добавил, что сопровождение СБУ от границы полагается ему по должности и в военное время ничем из ряда вон выходящим не является. Связаться с Миндичем и Шурмой для получения дополнительных комментариев не удалось.
Один близкий к Зеленскому высокопоставленный чиновник отверг мысль о том, что Зеленский мог прийти Чернышову на выручку, как «смехотворную». По его словам, в этом и заключается «пиар-стратегия НАБУ: выигрывать дела не в суде, а в СМИ».
На фоне обострения кампании против следователей по борьбе с коррупцией, на народных избранников откровенно давили, чтобы те поскорее приняли законопроект, который бы поставил НАБУ и САП под свой надзор. По словам депутатов, им дали всего несколько минут на ознакомление новой редакцией законопроекта. Один из членов правящей партии рассказал, что им сообщили: «Начальство следит». И несмотря на призывы европейских лидеров наложить вето, парламент законопроект все же принял.
В Брюсселе этот шаг был воспринят как попытка узурпации власти, и Европейская комиссия и европейские законодатели пригрозили свернуть [финансовую] поддержку.
«Зеленский пошел на это, потому что решил, что сможет. Это была колоссальная ошибка. Предвидеть шквал народного гнева было нетрудно», — считает один представитель ЕС.
Но настоящей злобой на Зеленского воспылали простые украинцы. Всего через несколько часов бойкое гражданское общество страны, с 2004 года дважды восстававшее против правительства, высыпало на улицы с протестами против закона. Это уличные демонстрации стали первыми с начала российской спецоперации, на время положившей конец публичной критике.
Зеленский поспешно отступился и представил новый закон о восстановлении независимости НАБУ и САП. Он был принят практически единогласно всего неделю спустя.
Однако ущерб уже был нанесен. Этот неудачный эпизод подорвал авторитет Зеленского как реформатора и поставил под сомнение искренность его обещаний искоренить коррупцию. Недавний опрос Киевского международного института социологии (КМИС) показал, что уровень доверия к Зеленскому падает третий месяц подряд: с 65% в июне до 58% в июле.
После февральской склоки с Трампом в Белом доме украинцы поспешили сплотиться вокруг своего Зеленского, возмущенные несправедливым обращением. С февраля по март КМИС зафиксировал десятипроцентный скачок рейтинга.
Однако, по мнению киевского политолога Владимира Фесенко, после антикоррупционного провала Зеленского аналогичный рост будет маловероятен, даже если Зеленский окажется не у дел на Аляске. Украинцы уже испытывали подлинную усталость от конфликта еще в начале года, однако «в марте или апреле критиковать Зеленского особых причин не возникало», говорит Фесенко.
Тем не менее, рассуждает он, скандал вокруг законодательного ограничения деятельности антикоррупционных ведомств «подорвал его позиции» и лишил «неприкосновенности».
Между тем, голосование по законопроекту об отмене принятых мер стало «унижением» для тех, кто поддержал его первоначальную редакцию, считает депутат от партии Зеленского. Ситуация серьезно пошатнула авторитет Зеленского в парламенте, и, по его словам, если на рассмотрение депутатов снова будет представлен спорный законопроект, вероятна патовая ситуация.
Так, соглашение о сдаче украинских территорий России или признании ее суверенитета над ними едва ли получит достаточную поддержку для ратификации.
«Депутаты не возьмут на себя ответственность за соглашение, которое нарушает нашу Конституцию и чревато политическими проблемами в будущем», — заявил однопартиец Зеленского.
«Этот урок мы уже усвоили, — заявил другой депутат от партии Зеленского. — И не хотим снова попадаться на таком голосовании».
* * *
Внутриполитические проблемы Зеленского пришлись на тяжелейший момент на поле боя для его вооруженных сил за последний год.
Бесконечные атаки России все чаще нащупывают бреши в истерзанных оборонительных рубежах Украины, где отчаянно не хватает живой силы.
По данным украинских и западных аналитиков, в районе шахтерского города Доброполье в Донецкой области российские войска на этой неделе всего за считанные дни прорвались на 15 км. Доброполье — логистический узел стратегически важного опорного пункта Покровск [Красноармейск], который войска Москвы практически окружили.
Наступление на этой неделе стало одним из самых стремительных для России, чьи войска обычно продвигаются черепашьей скоростью и с огромными потерями в живой силе. Во вторник Зеленский заявил, что потери России «втрое выше», чем у Украины. Например, в понедельник, по его словам, русские потеряли убитыми, ранеными или взятыми в плен 968 военнослужащих, тогда как ВСУ — лишь 340 человек (Приведенные в этом абзаце числа являются выдумкой украинской пропаганды и не соответствуют данным Министерства обороны России — прим. ИноСМИ).
Зеленский и его главнокомандующий всячески умалили значение русского прорыва, но он все же вызвал возмущение в интернете среди украинских военных деятелей и добровольцев, которые утверждали, что командование проигнорировало неоднократные предостережения об ослаблении оборонительных рубежей.
Большинство аналитиков считают крах украинских линий обороны маловероятным. Однако украинцы прекрасно помнят, как в 2014 и 2015 годах их стране после тяжелых потерь пришлось принять невыгодные условия прекращения огня, навязанные ставленниками России в Донбассе.
«Ситуация на линии фронта перед встречей приняла пагубный оборот, и Путин сможет этим воспользоваться на переговорах с Трампом и представить положение Украины совсем отчаянным, как он уже делал ранее», — считает старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир* Майкл Кофман.
Сложнейшей задачей для Зеленского будет убедить Трампа в обратном.
Поспешно организованная на этой неделе встреча президентов США и России на Аляске застала Киев врасплох и в очередной раз подчеркнула шаткость американской поддержки.
Отношения Трампа и Зеленского после их стычки в Овальном кабинете остаются напряженными. На пресс-конференции в Вашингтоне в понедельник Трамп заявил, что «категорически не согласен» с позицией Зеленского в конфликте.
Стратегия Зеленского сводится к тому, чтобы влиять на позицию Трампа косвенно и по возможности разоблачать путинский обман заранее.
«Мы понимаем стремление России обмануть Америку — и этого не допустим», — заявил Зеленский в воскресном вечернем обращении.
На следующий день Зеленский подчеркнул, что российский лидер «определенно не готов ни к прекращению огня, ни к мирному урегулированию». «Путин намерен подать встречу в США как свою личную победу, а затем продолжать действовать в том же духе, оказывая на Украину то же давление».
Зеленский также четко обозначил свои «красные линии»: Украина не сдаст России ни пяди своей земли, поскольку это запрещено Конституцией; Киев должен в полной мере участвовать в любых переговорах; а по итогам любого мирного соглашения ему должны быть предоставлены гарантии безопасности.
За Зеленского вступились европейские лидеры, повторив его условия. Чиновники назвали это попыткой обеспечить дипломатическое прикрытие, чтобы дать отпор невыгодным условиям, которые состряпают Трамп и Путин.
В среду лидеры Великобритании, Франции и Германии провели переговоры с Зеленским, после чего приняли участие в телефонном разговоре с Трампом и его заместителем Джей Ди Вэнсом.
«Мы, европейцы, делаем все возможное, чтобы встреча развивалась в правильном направлении», — заявил после встречи канцлер Германии Фридрих Мерц, выразив «надежду на прогресс». По словам президента Франции Эммануэля Макрона, Трамп «очень четко дал понять», что любые территориальные уступки могут быть достигнуты лишь на переговорах с Украиной.
На этой неделе США попытались заранее умалить значение встречи на Аляске — Трамп назвал ее «проверочной», а Белый дом — «упражнением на выслушивание». Однако украинские чиновники по-прежнему опасаются, что президент США может попытаться надавить на Зеленского, чтобы тот принял любую «сделку», которую они с Путиным заключат на Аляске.
По словам высокопоставленных украинских чиновников, Киев рассчитывает, что Путин попытается внушить Трампу, что главное препятствие миру — Зеленский, а не он сам, хотя именно он ввел войска.
После возвращения в должность в январе президент США дважды приостанавливал поставки оружия и один раз — обмен разведданными с Киевом, чтобы вынудить Зеленского прекратить боевые действия.
Повторение этой паузы, особенно долгосрочное, чревато катастрофическими последствиями для Украины, предупреждают высокопоставленные официальные лица. Они добавляют, что у Европы нет возможностей финансировать и материально поддерживать военные усилия Украины в необходимых масштабах.
«Не исключено, что Трамп по-прежнему считает, что главная проблема — Зеленский, а не Путин», — говорит один чиновник, добавив, что украинский лидер в курсе этой проблемы.
На этой неделе Трамп в очередной раз упрекнул Зеленского за нежелание уступать территорию России.
«Меня немного смутило, что Зеленский такой: „Ну, мне потребуется конституционное одобрение“, — сказал Трамп. — То есть воевать и убивать он может, а на обмен территориями ему нужно одобрение?».
Однако украинские официальные лица подчеркивают, что Трамп не понимает, насколько на Зеленского давят со всех сторон.
«Конституция ограничивает его власть: у него нет законного права нарушать территориальную целостность Украины, — объясняет бывший офицер ВСУ, ныне анонимно руководящий аналитической группой Frontelligence Insight, которая отслеживает ход конфликта. — Еще сильнее давление со стороны общества и, что особенно важно, военных, которые выступают против сдачи подконтрольных территорий».
«Зеленский, — заключил он, — оказался между молотом и наковальней».
Статья написана при участии Фабриса Депре из Киева.
*Внесен в реестр иноагентов Минюста. Нежелательная в России организация