Dark Mode Light Mode
Новосибирскую область ждет холодный финал октября: синоптики прогнозируют морозы до -10 градусов
Госдума объявила войну перегрузке: как 12-часовой учебный день российских школьников изменит систему образования
Названа стоимость недельного отпуска в октябре на курортах РФ

Госдума объявила войну перегрузке: как 12-часовой учебный день российских школьников изменит систему образования

Госдума объявила войну перегрузке: как 12-часовой учебный день российских школьников изменит систему образования

Образовательная система России стоит на пороге значительных преобразований. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин инициировал масштабное обсуждение проблемы чрезмерной нагрузки на школьников, которая достигла критической отметки. Согласно данным, озвученным спикером нижней палаты парламента, учебный день старшеклассников с учетом дороги и выполнения домашних заданий занимает около 12 часов, что сравнимо с рабочим днем взрослого человека. Эта ситуация вызывает серьезную озабоченность как у законодателей, так и у профессионального педагогического сообщества.

Проблема перегрузки учащихся стала особенно актуальной в начале нового учебного года. Вячеслав Володин в своем Telegram-канале подробно описал типичный распорядок дня старшеклассника: с 8.00 до 14.00 — уроки в школе, с 14.00 до 16.00 — дорога домой и кратковременный отдых, а с 16.00 до 19.30 — выполнение домашней работы. Такой график практически не оставляет времени на дополнительные занятия, спортивные секции и простое общение с семьей и друзьями .

«А где время на дополнительные занятия, секции, общение со сверстниками и семьей?! При такой нагрузке его просто нет» — подчеркнул Председатель ГД.

Особую тревогу у законодателей вызывает тот факт, что разработанные Министерством просвещения рекомендации к вариантам расписания уроков на 2025 год не носят обязательного характера. Предварительный анализ, проведенный Комитетом Государственной Думы по просвещению, показал, что установленные нормы в 3,5 часа на выполнение домашнего задания могут превышаться на практике . Это означает, что во многих образовательных учреждениях нагрузка на учащихся значительно превышает допустимые пределы.

Проблема усугубляется тем, что современные школьники помимо основной учебной нагрузки вынуждены осваивать развивающиеся технологии. Активное развитие искусственного интеллекта создало дополнительные вызовы для образовательной системы. Ученики теперь могут решать домашние задания с помощью ИИ-сервисов за несколько минут, что ставит под сомнение эффективность традиционной системы образования и требует пересмотра формата домашней работы.

Мнение экспертов образовательной сферы разделилось. С одной стороны, домашние задания традиционно считаются важным элементом закрепления пройденного материала. Как отмечает педагог Наталия Савинкина, они помогают детям не только повторить изученное в классе, но и развивают самостоятельность и ответственность. С другой стороны, многие педагоги и родители признают, что текущий объем нагрузки стал чрезмерным и негативно сказывается на психологическом состоянии детей и общей атмосфере в семье.

Министерство просвещения уже предприняло определенные шаги для оптимизации нагрузки. В конце августа 2025 года ведомство установило конкретное время, которое ученики разных классов должны тратить на домашнее задание: для первоклассников — около часа, для второклассников и третьеклассников — около полутора часов, для четвероклассников — не более двух часов. Однако эти меры носят рекомендательный характер и не всегда соблюдаются на практике.

Партия «Справедливая Россия — За правду» предложила собственное решение проблемы. Осенью 2025 года они планируют внести в Госдуму законопроект об отмене домашнего задания для школьников по выходным. Кроме того, представители партии считают необходимым обеспечить учителям достойную оплату труда — не менее 200% от средней зарплаты за одну ставку.

Общественная реакция на инициативу Вячеслава Володина свидетельствует о высокой социальной значимости проблемы. В обсуждении в Telegram-канале Председателя ГД было оставлено свыше 10 тысяч комментариев, причем более половины пользователей подтвердили наличие проблемы перегрузки школьников. Среди основных причин сложившейся ситуации называются сложные домашние задания и их объем, перегруженное расписание, большое количество изучаемых предметов, внеурочная деятельность, шестидневная учебная неделя и обучение во вторую смену.

«Это негативно сказывается на развитии и здоровье ребенка, его социализации. А также приводит к формальному выполнению домашнего задания» — отметил Вячеслав Володин.

Международный опыт показывает различные подходы к решению проблемы домашних заданий. В некоторых странах их объем значительно сокращен или они полностью отменены в младших классах. Другие государства сохраняют традиционную систему, адаптируя ее к современным условиям. Российским законодателям предстоит найти баланс между сохранением качества образования и обеспечением гармоничного развития подрастающего поколения.

Перспективы решения проблемы выглядят многообещающе. Со стороны Правительства РФ уже есть понимание необходимости пересмотра учебной нагрузки в школах. Как заявил Вячеслав Володин, важно обеспечить, чтобы ребенок, получая знания, оставался здоровым. Госдума планирует сделать приоритетным вопрос снижения учебной нагрузки в 2025 году и выработать необходимые решения совместно с Правительством страны.

Образовательное сообщество ожидает всестороннего обсуждения проблемы с участием педагогов, родителей и экспертов. Любые изменения потребуют серьезной подготовки и постепенного внедрения в образовательный процесс. Однако необходимость реформирования системы школьного образования становится все более очевидной в условиях современных вызовов и технологических изменений.

В ближайшее время депутатам Госдумы предстоит вернуться к рассмотрению вопроса чрезмерной нагрузки на школьников. Итогом этой работы должны стать конкретные законодательные инициативы, направленные на создание более сбалансированной и эффективной модели обучения, которая позволит российским школьникам получать качественное образование без ущерба для здоровья и гармоничного развития.