Dark Mode Light Mode
Собачье пиво: безопасное угощение или скрытая угроза? Ветеринар раскрывает правду
Экспорт российской нефти рухнул на миллион баррелей: как атаки дронов парализовали балтийские порты

Экспорт российской нефти рухнул на миллион баррелей: как атаки дронов парализовали балтийские порты

Экспорт российской нефти рухнул на миллион баррелей: как атаки дронов парализовали балтийские порты

Морской экспорт нефти из России переживает беспрецедентное снижение на фоне продолжающихся атак беспилотников на ключевую портовую инфраструктуру Балтийского моря. По данным авторитетного международного агентства Bloomberg, недельный объем экспорта сократился на 934 тысячи баррелей в сутки, достигнув отметки в 3,18 миллиона баррелей. Это самое значительное падение с июля прошлого года, которое серьезно затрагивает жизненно важные для экономики страны экспортные операции.

Ситуация развивалась стремительно. Всего за семь дней до 14 сентября 29 танкеров погрузили лишь 22,26 миллиона баррелей нефти. Для сравнения, неделей ранее 38 судов отправили из российских портов 28,79 миллиона баррелей. Такой резкий спад эксперты напрямую связывают с недавними атаками украинских беспилотников на стратегически важные нефтеналивные терминалы в Балтийском регионе.

Недельные поставки российской нефти по морю сократились на 934 тысячи баррелей в сутки — самое резкое падение с июля 2024 года

Особенно сильно пострадал порт Приморск — крупнейший нефтяной терминал России на Балтийском море. По данным источников Reuters, даже после частичного восстановления работы порт продолжает функционировать на пониженной мощности. За последние выходные здесь смогли загрузить всего два танкера, при этом остается неясным, все ли причальные сооружения находятся в рабочем состоянии.

Атака на Приморск произошла в ночь на 12 сентября, когда не менее 30 дронов атаковали объекты в Ленинградской области. В результате прямых попаданий загорелись два танкера — Kusto и Cai Yun, зарегистрированные на Сейшельских островах. Одновременно возгорание возникло на насосной станции, хотя его достаточно быстро ликвидировали.

В августе через Приморск российские нефтяные компании экспортировали в среднем 970 тысяч баррелей сырой нефти ежедневно, что составляло примерно 30% от общего морского экспорта страны. Мощности терминала позволяли еженедельно отправлять 9-11 танкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн, а также переваливать до 300 тысяч баррелей дизельного топлива в сутки.

Не менее серьезные проблемы наблюдаются в порту Усть-Луга, где поставки нефти сократились вдвое — до 313 тысяч баррелей в сутки. Этот терминал также подвергался атакам беспилотников, в том числе в ночь на 24 августа, когда над портом было уничтожено 10 БПЛА. Обломки одного из них вызвали возгорание на терминале НОВАТЭКа.

По информации Bloomberg, дроны также атаковали три нефтеперекачивающие станции, которые обеспечивают транспортировку нефти в Усть-Лугу. Эксперты не исключают, что текущее сокращение объемов отгрузки непосредственно связано с этими ударами по критической инфраструктуре.

Черноморское направление также показало отрицательную динамику. Экспорт из Новороссийска уменьшился до 647 тысяч баррелей в сутки, что свидетельствует о системном характере проблем в российском нефтяном экспорте.

Финансовые последствия оказались не менее серьезными. Выручка от нефтяного экспорта за семидневный период до 14 сентября достигла лишь 1,28 миллиарда долларов, что на 22% ниже уровня предыдущей недели, когда было получено 1,66 миллиарда долларов.

Средние экспортные цены показали разнонаправленную динамику. Нефть сорта Urals, отправляемая из балтийских портов, подешевела на 0,90 доллара за баррель, из черноморских портов — на 1,10 доллара. Цена восточного сорта ESPO снизилась на 0,60 доллара. Однако за четыре недели цены на Urals из Балтийского и Черного морей снизились лишь на 0,30 доллара за баррель, а на ESPO даже выросли на 0,20 доллара.

Выручка за семидневный период упала на 22%, достигнув $1,28 млрд против $1,66 млрд неделей ранее

Балтийские нефтяные порты играют ключевую роль в российском нефтяном экспорте, обеспечивая около 60% всех морских поставок. Через них за рубеж поставляется в основном сорт Urals, который до войны в Украине покупали европейские страны, а после введения санкций и эмбарго со стран G7 начала активно приобретать Индия.

Международные эксперты предупреждают, что продолжающиеся атаки на нефтеперерабатывающие заводы и портовую инфраструктуру могут вынудить российские нефтяные компании сократить добычу. Поражение предприятий снижает их способность принимать сырье на переработку, а мощности для хранения нефти могут быстро заполниться, что действительно приведет к вынужденному снижению объемов добычи.

В августе 2025 года российский экспорт нефти и нефтепродуктов уже сократился до 7,26 миллиона баррелей в сутки — на 1% ниже уровня июля. Доходы от экспорта уменьшились на 6%, составив 13,51 миллиарда долларов. Объем поставок снизился на 30 тысяч баррелей в сутки для нефти и 40 тысяч баррелей для нефтепродуктов.

Средняя цена на российскую нефть Urals в августе оставалась ниже 60 долларов за баррель, с увеличением дисконта к ценам North Sea Dated до 12 долларов за баррель. Августовские доходы России от нефтеэкспорта были на 1,3 миллиарда долларов ниже, чем год назад.

В то же время мировой рынок нефти демонстрирует противоположную тенденцию. Мировое предложение нефти в августе 2025 года выросло до рекордных 106,9 миллиона баррелей в сутки благодаря решениям ОПЕК+ и высоким уровням добычи стран, не входящих в организацию. Добыча нефти увеличилась на 3 миллиона баррелей в сутки по сравнению с августом 2024 года, из которых 1,7 миллиона баррелей в сутки приходилось на ОПЕК+.

Страны ОПЕК+ нарастили добычу на 80 тысяч баррелей в сутки, в то время как поставки из стран, не входящих в картель, уменьшились на 70 тысяч баррелей из-за сокращения добычи в Канаде, США и Бразилии.

В прошлом месяце ОПЕК сохранила прогноз роста мирового спроса на нефть в 2025 году на уровне 1,3 миллиона баррелей в сутки. Прогноз на 2026 год был пересмотрен в сторону повышения на 100 тысяч баррелей в сутки — до 1,4 миллиона баррелей.

Ситуация с безопасностью балтийских портов продолжает оставаться напряженной. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подтвердил факты атак и пожаров на судах, но заявил, что открытое возгорание было быстро ликвидировано, а угрозы затопления и разлива нефти удалось избежать.

Владимир Зеленский публично поблагодарил спецназ СБУ за «качественную работу по Приморску», назвав крупнейший нефтяной терминал России на Балтийском море стратегически важным объектом, повреждение которого «ощутимо для врага».

Польский министр иностранных дел Радослав Сикорский воспользовался ситуацией, чтобы вновь призвать к ограничению прохода российских танкеров через Датские проливы под предлогом возможной экологической катастрофы. Однако эксперты расценивают такие заявления как часть экономической войны против России.

Посол России в Копенгагене Владимир Барбин еще в июне 2024 года заявлял о неприемлемости изменения режима судоходства в районе проливов, напоминая, что Копенгагенский трактат 1857 года гарантирует свободный проход судов через Балтийские проливы.

Аналитики нефтяного рынка внимательно следят за развитием ситуации. В нефтяном секторе некоторые эксперты рекомендуют присмотреться к акциям Лукойла и Татнефти, которые могут продемонстрировать устойчивость в условиях текущих вызовов.

Перспективы восстановления полной мощности балтийских терминалов остаются неопределенными. Источники в отрасли указывают, что график отгрузки нефти из Приморска в этом месяце, вероятно, будет исполняться с задержкой на несколько дней. Это может оказать дополнительное давление на мировые цены на нефть и изменить логистические маршруты российского нефтяного экспорта.

Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует уязвимость критической инфраструктуры от современных угроз и способность беспилотных технологий значительно влиять на глобальные товарные потоки. Для России это становится серьезным вызовом, требующим не только усиления защиты объектов энергетической инфраструктуры, но и пересмотра логистических схем экспорта энергоносителей.