Dark Mode Light Mode

Психолог раскрыла, стоит ли родителям делать уроки вместе с детьми

Психолог раскрыла, стоит ли родителям делать уроки вместе с детьми

С началом нового учебного года многие родители сталкиваются с дилеммой: нужно ли помогать детям с выполнением домашних заданий. Кандидат психологических наук Светлана Гришаева предлагает взвешенный подход к этому вопросу, основанный на понимании целей и методов родительского участия.

Доцент Государственного университета управления объясняет, что однозначного ответа на этот вопрос не существует. По ее мнению, родителям прежде всего необходимо задать себе два фундаментальных вопроса: «Зачем?» и «Как?». Ответы на эти вопросы определят, будет ли участие родителей полезным или навредит учебному процессу.

Зачем родители садятся делать домашнее задание с ребенком: чтобы объяснить ребенку задание, чтобы сын или дочка получили хорошую оценку или чтобы просто поддержать ребенка и вселить в него уверенность

Психолог подчеркивает важность понимания истинных причин, побуждающих родителей участвовать в выполнении домашних заданий. Если потребность в совместной работе возникает постоянно, стоит задуматься об устранении глубинных причин этой ситуации, а не просто регулярно выполнять задания вместе с ребенком.

Три подхода к помощи с домашними заданиями

Эксперт выделяет три основных стратегии родительского участия в учебном процессе, каждая из которых имеет различные последствия для развития ребенка.

Первый подход — выполнение заданий вместо ребенка. Эта стратегия, по словам Гришаевой, является наименее продуктивной, поскольку не способствует формированию ни знаний, ни ответственности за свою деятельность. Ребенок привыкает к тому, что его задачи решаются без его участия, что негативно сказывается на его академической самостоятельности.

Второй путь предполагает проявление спокойствия и заинтересованности. Родитель выступает в роли направляющего, который помогает ребенку прийти к знаниям самостоятельно. Такой способ взаимодействия не только способствует лучшему усвоению материала, но и укрепляет эмоциональную связь между родителями и детьми.

Третий вариант — принуждение к выполнению уроков через силу. Хотя эта стратегия может давать краткосрочные результаты в виде выполненных заданий, она превращает ребенка в «механического» исполнителя, лишенного внутренней мотивации к обучению.

Ключевые принципы эффективной помощи

Психолог рекомендует родителям оказывать помощь в выполнении домашних заданий, но делать это осознанно и дозированно. Важно не превращать совместную работу в ежевечернюю обязательную процедуру, которая вызывает стресс у всех участников процесса.

Светлана Гришаева акцентирует внимание на том, что выполнение домашних заданий с ребенком не должно становиться системой. Эта практика должна оставаться формой временной поддержки, которая применяется только при реальной необходимости.

Выполнять домашние задания с ребенком можно, но точно понимая зачем и таким образом, чтобы не «отбить охоту», не превратить выполнение домашних заданий в ежевечернюю экзекуцию для всей семьи

Эксперт предупреждает, что чрезмерное участие родителей может привести к потере учебной мотивации у ребенка. Дети перестают чувствовать ответственность за свои учебные результаты, зная, что родители всегда придут на помощь. Это может создать проблемы в будущем, когда ребенок столкнется с задачами, требующими самостоятельного решения.

В то же время разумная поддержка, основанная на понимании индивидуальных особенностей ребенка, может стать мощным ресурсом для его академического развития. Главное — найти баланс между помощью и предоставлением самостоятельности, между контролем и доверием.

Психолог заключает, что осознанный подход к помощи с домашними заданиями позволяет сохранить у ребенка интерес и сформировать ответственное отношение к своим обязанностям. Родителям стоит рассматривать свое участие как временную меру поддержки, а не как постоянную практику.