Dark Mode Light Mode

С 1 ноября утильсбор в России изменится: на какие автомобили обрушится многократное подорожание

С 1 ноября утильсбор в России изменится: на какие автомобили обрушится многократное подорожание

Осень 2025 года готовит автомобильному рынку России серьезное потрясение. С 1 ноября в силу вступают новые правила расчета утилизационного сбора, которые кардинально меняют подход к обложению пошлиной ввозимых автомобилей. Главное новшество — привязка расчета сбора к мощности двигателя, что приведет к взрывному росту цен на целый ряд популярных моделей, особенно в сегменте параллельного импорта. Эти изменения, инициированные Минпромторгом, затронут тысячи потенциальных покупателей и способны переформатировать всю структуру рынка.

До настоящего момента ставка утильсбора определялась в основном возрастом автомобиля и объемом его двигателя. Однако, как поясняют в министерстве, эта система устарела с распространением турбированных моторов, гибридов и электромобилей, которые при скромном объеме демонстрируют высокую мощность. Новая методика призвана устранить этот дисбаланс, введя прогрессивную шкалу, где повышающий коэффициент будет напрямую зависеть от количества лошадиных сил под капотом.

Кто сохранит льготы, а кто заплатит в сотни раз больше

Ключевое изменение для частных лиц заключается в пересмотре льготных условий. Если ранее ввоз автомобиля для личного пользования практически всегда позволял уплатить символический утильсбор, то теперь эта лазейка будет жестко ограничена. Льготные ставки сохранены исключительно для машин с мощностью двигателя до 160 л.с. Для них сумма сбора останется прежней: 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи рублей — за автомобиль старше трех лет.

Вся техника, чья мощность превышает этот порог, с 1 ноября будет облагаться утильсбором по коммерческим ставкам с применением новых повышающих коэффициентов. На практике это означает рост платежа не на проценты, а в сотни раз для целых категорий транспортных средств.

Для автомобиля Kia Sorento (мощность двигателя 194 л.с.) утильсбор с 3,4 тыс. руб. вырастет до 1,9 млн руб. Для BMW X5, мощностью двигателя 490 л.с. налог увеличится на 81194% — до 2,7 млн руб.

Электромобили и гибриды под ударом: самые резкие скачки цен

Особенно жесткому удару подвергнутся гибридные автомобили и электрокары. Для них льготная ставка и вовсе ограничена планкой в 80 л.с. номинальной 30-минутной мощности . Это означает, что подавляющее большинство экологичных моделей на российском рынке попадут под действие новых заградительных тарифов.

Яркие примеры приводят аналитики: утильсбор за гибридный кроссовер Li Xiang L7 (197 л.с.) с 1 ноября составит 1,83 млн рублей вместо нынешних 3400 рублей. К 2030 году, согласно плану индексации, эта ставка взлетит до 3,2 млн рублей. Еще более впечатляющий рост ждет владельцев электромобилей. Для популярного Zeekr 001 (225 л.с.) сбор вырастет до 2,16 млн рублей, а к 2030 году достигнет 4,5 млн рублей. Фактически, это делает ввоз таких машин частными лицами экономически нецелесообразным.

Популярные модели параллельного импорта: конец эпохи доступности

Сильнее всего новые правила ударят по автомобилям, ввозимым по схеме параллельного импорта, которые составляют значительную долю рынка. Речь идет о массовых и любимых россиянами моделях из Кореи, Японии и Китая. По данным импортеров, до 90% машин, ввозимых, например, из Кореи, имеют мощность свыше 160 л.с..

Помимо уже упомянутых Kia Sorento и BMW X5, серьезно подорожает популярный кроссовер Geely Monjaro (238 л.с.). Его утильсбор для частного лица вырастет до 952 тысяч рублей против нынешних 3400 рублей. Аналогичная ситуация ждет покупателей минивэна Kia Carnival и внедорожника Kia Mohave, конечная цена которых после введения новой методики может увеличиться в два раза.

Реакция рынка и прогнозы экспертов

Ожидается, что в сентябре и октябре 2025 года рынок переживет ажиотажный всплеск, так как покупатели будут стараться успеть забрать машины до вступления новых правил в силу. После 1 ноября эксперты прогнозируют резкое падение спроса на автомобили мощнее 160 л.с. и, как следствие, общее сокращение объемов параллельного импорта.

Пересмотр расчета утильсбора для авто мощностью выше 160 л.с. в перспективе приведет к старению автопарка. Он станет маломощным, потому что все будут стараться привезти более слабые автомобили, — считает генеральный директор автоцентра «Истком» Нонна Шалина.

По мнению руководителя сектора продаж Авто.ру в Санкт-Петербурге Анатолия Орленко, новые правила приведут к еще одной волне перетока спроса от параллельного импорта в пользу официальных дилеров, у которых утильсбор уже включен в цену и, как правило, применяется к автомобилям с менее мощными двигателями.

Общественное сопротивление и переходный период

Стоит отметить, что проект постановления правительства, описывающий эти изменения, вызвал беспрецедентную волну негативной реакции на портале нормативных правовых актов regulation.gov.ru, собрав рекордное количество дизлайков — около 70 тысяч. Тем не менее, высока вероятность, что документ будет утвержден в ближайшие недели.

Важное исключение: новые правила не затронут автомобили, ввезенные на территорию России и прошедшие таможенное оформление до 1 ноября 2025 года. Для них будут действовать прежние условия. Это правило создает для покупателей так называемое «окно возможностей», чтобы успеть оформить покупку по старым, более низким ставкам.

Грядущая реформа утильсбора знаменует собой новый этап в регулировании автомобильного рынка России. Она не только закрывает каналы для ввоза мощных автомобилей по льготным тарифам, но и сигнализирует о более жестком курсе в отношении импорта, перенаправляя потребительский спрос в сторону официальных дилеров и производителей, локализовавших сборку в стране.