Что происходит с бензином в России?
Российский топливный рынок переживает один из самых напряженных периодов за последние годы. Очереди на автозаправках, пустые колонки и рекордные цены стали реальностью для десятков регионов страны. За видимыми симптомами стоит сложный клубок проблем, в котором переплелись плановые ремонты, внешние воздействия, структурные дисбалансы и психологический фактор. Понимание истинных причин происходящего позволяет отделить краткосрочные колебания от фундаментальных вызовов, стоящих перед отраслью.
Ситуация с поставками бензина обострилась в конце лета, когда биржевые котировки на АИ-92 и АИ-95 начали стремительно обновлять исторические максимумы. К началу осени тонна АИ-92 на Санкт-Петербургской бирже достигла 73 тысяч рублей, а премиальный АИ-95 приблизился к отметке в 81 тысячу рублей за тонну. Этот оптовый рост неизбежно транслируется в розничные цены, создавая дополнительную нагрузку на кошельки миллионов автовладельцев по всей стране.
Сломанное звено: Почему простаивают НПЗ
Сердцевиной текущего кризиса стали масштабные простои мощностей на нефтеперерабатывающих заводах. К концу сентября 2025 года около 38% мощностей первичной переработки нефти в России не было задействовано, что эквивалентно 338 тысячам тонн в сутки. Такой уровень простоя сохраняется на протяжении второй половины месяца, оказывая беспрецедентное давление на внутренние поставки моторного топлива.
Особую тревогу экспертов вызывает причина этих простоев. Около 70% случаев связано с последствиями атак беспилотных летательных аппаратов на объекты нефтепереработки. География повреждений охватывает ключевые производственные центры страны. По приблизительным подсчетам аналитиков, украинские дроны вывели из строя не менее 17% от среднесуточного объема производства бензина, при этом основное воздействие пришлось на юг России и Поволжье.
Столь высокий уровень простоев сохраняется на протяжении второй половины сентября, что оказывает давление на внутренние поставки моторного топлива и создает дополнительные риски для стабильности рынка, – констатируют эксперты агентства количественной информации «Сиала».
Рязанская нефтеперерабатывающая компания Роснефти приостановила переработку нефтяного сырья после пожара, возникшего в феврале, а затем в августе после новых атак БПЛА. Повреждения двух установок первичной переработки – АВТ-3 и АВТ-4 – существенно ограничили мощности предприятия. В 2024 году этот завод переработал 13,1 миллиона тонн нефти, произведя 2,3 миллиона тонн автобензина, что составило 4,9% от общей нефтепереработки в РФ.
Новокуйбышевский НПЗ Роснефти со 2 августа остановил переработку нефти после атаки БПЛА, была повреждена атмосферная колонна установки первичной переработки нефти АВТ-11 мощностью 18 900 тонн в сутки. Волгоградский НПЗ Лукойла, полностью аварийно остановленный в феврале, а затем в августе подвергся новым атакам, которые привели к полной остановке переработки. В 2024 году этот завод переработал 13,7 миллиона тонн нефти или 5,1% от общего объема переработки на НПЗ РФ.
К этому добавляются плановые ремонтные работы, графики которых традиционно приходятся на летний сезон. Часть плановых ремонтов, запланированных на 3-й квартал 2025 года, была отложена, чтобы компенсировать выбывшие мощности. Такой подход создает дополнительные риски – отказ от ремонтов повышает вероятность технологических аварий, а в долгосрочной перспективе может привести к дополнительным остановкам производств.
Цепная реакция: От биржи до заправки
Сокращение предложения на фоне сохраняющегося спроса запустило цепную реакцию по всей топливной цепочке. Биржевые цены стали демонстрировать аномальную динамику – в отдельные периоды недельный рост цен на бензин в десятки раз превышал уровень инфляции. С начала года топливо на автозаправках подорожало на 6,7%, при этом самые ходовые марки бензина АИ-92 и АИ-95 прибавили 6,9% и 6,7% соответственно.
Напряженная ситуация на бирже усугубляется деятельностью автоматизированных систем – так называемых ботов-спекулянтов, которые скупают большие объемы топлива, после чего перепродают его с наценкой. Глава Минэнерго Сергей Цивилев прямо указал на необходимость борьбы с этими перекупщиками, которые разгоняют цены в оптовом звене.
На розничном рынке кризис проявляется в виде ограничений продаж и временного закрытия независимых АЗС. В конце сентября многие независимые автозаправочные станции начали ограничивать продажу бензина – не более 10–20 литров в одни руки. Некоторые крупные сети временно прекратили отпуск горючего в канистры. В наиболее проблемных регионах, таких как Крым и Дальний Восток, небольшие несетевые заправки приостановили работу, поскольку фиксированные государством розничные цены сделали торговлю топливом убыточной.
Далеко не все организации могут закупать топливо на бирже. Такое могут позволить себе только крупные компании. Поэтому часто в рознице топливо покупают у трейдеров, которые, естественно, работают с наценкой, – объясняет автор профессионального издания «Нефть и Капитал» Владимир Бобылёв.
Фундаментальная проблема заключается в различном положении вертикально интегрированных холдингов и независимых операторов. Крупные компании могут продавать топливо в ноль или даже себе в убыток, компенсируя эти потери за счет другого бизнеса, прежде всего добычи нефти. Независимые компании, у которых АЗС – единственный бизнес, не имеют такой возможности и вынуждены либо поднимать цены, либо временно закрываться.
Арсенал правительства: Меры противодействия кризису
Власти предпринимают комплексные шаги для стабилизации ситуации на топливном рынке. Основой стратегии стало продление полного запрета на экспорт автомобильного бензина до конца 2025 года и введение ограничений на вывоз дизельного топлива. Однако, как показала практика, этих мер оказалось недостаточно для кардинального улучшения ситуации.
В конце сентября правительство подготовило новый пакет антикризисных мер. Согласно обращению вице-премьера Александра Новака к премьеру Михаилу Мишустину, предлагается обнулить ввозные пошлины на импорт автомобильных бензинов из Китая, Южной Кореи и Сингапура. Сейчас тарифы составляют 5% от таможенной стоимости. Совет Евразийской экономической комиссии уже сообщил о временном обнулении импортных пошлин на нефтепродукты до 30 июня 2026 года.
В случае принятия предложений, говорится в обращении, получится дополнительно направить на внутренний рынок в месяц не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизтоплива, – сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.
Параллельно правительство работает над увеличением импорта бензина из Белоруссии. В сентябре поставки белорусского бензина оценивались в 45 тысяч тонн, но существует потенциал для наращивания объемов до 300 тысяч тонн в месяц. Это потребует бесперебойной работы системы «Транснефти» и запуска давальческой переработки нефти.
Еще одной нестандартной мерой стало временное разрешение на использование монометиланилина – октаноповышающей присадки к бензину, которая была запрещена в РФ в июле 2016 года в связи с присоединением к европейским экологическим требованиям. Это позволит увеличить производство высокооктанового бензина класса 5 примерно на 50 тысяч тонн в месяц.
Минэнерго также скорректировало график плановых ремонтов НПЗ совместно с нефтяными компаниями, чтобы нарастить объемы поставок бензина внутри страны. По словам министра энергетики Сергея Цивилева, были задействованы дополнительные перерабатывающие мощности, а ремонты согласованы так, чтобы они не совпадали с периодом пикового спроса.
Структурные проблемы и перспективы стабилизации
За текущим кризисом стоят глубинные структурные проблемы отечественной нефтепереработки. Эксперты отмечают, что нефтяные компании не готовы вкладываться ни в строительство новых мощностей, ни в модернизацию имеющихся в условиях неопределенности. Пик модернизации нефтеперерабатывающих заводов пришелся на 2010-е годы, когда у нефтянки не было проблем с доступом к европейскому оборудованию.
Компании будут это делать, если будут понимать, что это безопасно. Смысл вкладывать деньги в модернизацию и расширение производства, если тебе могут это оборудование уничтожить или повредить? – говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Логистические проблемы усугубляют ситуацию, особенно в удаленных регионах. Нехватка цистерн, перегруженные узлы, приоритет экспортных потоков – все это затрудняет оперативную доставку топлива в дефицитные регионы. Обещанные с 2026 года скидки РЖД на топливную доставку не решат проблему инфраструктурных ограничений без увеличения парка вагонов и пропускной способности узлов.
Критически важным элементом стабилизации является демпферный механизм – компенсация нефтяникам разницы между внутренними и экспортными ценами. Если на этой поддержке власти экономят, НПЗ тут же ищут выгоду в экспорте, и внутренний рынок «худеет». В текущих условиях корректировка параметров демпферной субсидии в пользу нефтепереработчиков становится необходима для компенсации им роста издержек.
По оценкам участников рынка, дефицит бензина в России оценивается в 400 тысяч тонн из стандартных ежемесячных поставок в объеме 2 миллионов тонн, то есть примерно в 20%. Выпуск дизельного топлива сократился на 1 миллион тонн в сентябре. Производство бензина и дизтоплива в сентябре отстает от плана на 10–11%.
Прогнозы на нормализацию ситуации осторожно оптимистичный. С окончанием осенней уборочной кампании и завершением сезона отпусков спрос на топливо должен снизиться. Завершение плановых ремонтов на НПЗ и постепенное восстановление поврежденных мощностей позволит увеличить предложение. Однако без решения фундаментальных проблем – создания резервов, предсказуемых ремонтов, защищенных НПЗ и работающего демпфера – рынок будет регулярно срываться в подобные кризисы каждый сезон.