Dark Mode Light Mode

Позор Макрона: задержанный с воплями на весь мир «русский танкер» пришлось отпустить

Позор Макрона: задержанный с воплями на весь мир «русский танкер» пришлось отпустить

Европейские власти в очередной раз доказали, что их воинственная риторика сильно расходится с действиями. Не успел президент Франции Эммануэль Макрон похвастаться задержанием танкера Boracay из «теневого флота России» и объявить о неких очень серьезных нарушениях на борту, а западная пресса — заподозрить танкер с запуске дронов в Данию, как пришло сообщение: Boracay пришлось отпустить. Он продолжает свой путь.

В его трюмах не оказалось подозрительных — да и вообще никаких — беспилотников. Не удалось придраться и к нефтяному грузу. И даже к документам и уровню подготовки экипажа.

Агентство AFP сообщило: капитана танкера и его помощника отпустили на свободу. Перед этим, правда, им вручили повестку в суд Бреста на 26 февраля. Там будут рассматривать дело об их неподчинении требованиям французских властей (очевидно, моряки просто вспылили от галльской наглости, когда к танкеру «прицепился» военный корабль, а потом на палубу высадились спецназовцы в черных масках).

В ночь на пятницу нефтяной танкер взял курс на Суэцкий канал. Напомним, французский спецназ задержал судно под флагом Бенина 30 сентября в нейтральных водах у берегов Сен-Назера. Танкер с 750 тысячами баррелей нефти вышел из порта Приморска и направлялся в индийский порт Вадинар.

Поводом для задержания судна стали «возможные нарушения» (танкер находится под санкциями Евросоюза и Британии). Местная прокуратура начала расследование.

На открытии евросаммита в Копенгагене Макрон предложил задерживать на недели и месяцы «русские танкеры», чтобы нарушить поставки российской нефти. Мол, над этим пора плотно поработать «Коалиции желающих» вместе с НАТО.

«ЭТО ПИРАТСТВО»

Однако европейские страны оказались далеки от единства в этом вопросе. Президент Польши Кароль Навроцкий отклонил призыв главы киевского режима закрыть Балтийское море для прохода танкеров «теневого флота».

— Такие решения не принимаются на основе слов Зеленского, — заявил польский лидер.

Накануне, выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин назвал захват судна пиратством.

Президент России подчеркнул: оно было захвачено в нейтральных водах безо всякого основания, экипаж — международный, флаг — иностранный.

НАРУШАЮТ ЗАКОНЫ

Вице-президент Ассоциации международного морского права Ольга Кулистикова объяснила «КП»:

— Остановить, осмотреть или задержать судно в открытом море можно лишь в исключительных случаях, установленных в международных договорах.

Это возможно, если есть основания подозревать, что судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием (транслирует радио- или телепрограммы — Ред.). А также если судно не имеет национальности или — хотя на нем поднят иностранный флаг либо оно отказывается поднять флаг — оно в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и останавливающий его военный корабль. Если подозрения оказываются необоснованными, владельцам должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

«Введенные рядом государств односторонние санкции в отношении российского флота незаконны, так как введены в обход Совета Безопасности ООН. Государства, которые ввели такие санкции, наравне с Россией участвуют в международных договорах в области торгового мореплавания и связаны обязательствами по этим договорам, положения которых они санкциями нарушают», — добавила Кулистикова.

ФИНСКОЕ ФИАСКО

Окружной суд Хельсинки снял обвинения с капитана нефтяного танкера Eagle S и двоих его помощников, постановив, что это уголовное дело выходит за рамки юрисдикции Финляндии.

Финская береговая охрана задержала танкер, зарегистрированный на Островах Кука, в конце декабря прошлого года. Экипажу Eagle S предъявили ни много ни мало — обвинения в повреждении якорем пяти подводных силовых и телекоммуникационных кабелей в Балтийском море, один из них — финско-эстонский электрокабель Estlink 2.

В январе суд Хельсинки арестовал танкер по иску пострадавших компаний. Однако спустя полтора месяца это решение отменили и Eagle S разрешили выйти в море. В августе прокуратура потребовала приговорить капитана и штурманов к 2,5 годам лишения свободы. Адвокаты арестованных настаивали, что власти Финляндии не обладают юрисдикцией в этом вопросе. И оказались правы.

Автор: Мария БЕРК