Сентябрь 2025 года стал знаковым для российского автомобильного рынка. По данным отраслевых аналитиков, средняя стоимость нового автомобиля отечественного производства достигла 1,66 миллиона рублей, установив абсолютный рекорд за последние два года. Всего за один месяц цена среднестатистической российской машины выросла на 71 тысячу рублей, обозначив беспрецедентную динамику подорожания. Этот ценовой скачок происходит на фоне постепенного восстановления рынка после кризисных явлений предыдущих лет и отражает комплексные изменения в экономике и потребительском поведении.
Эксперты единодушно выделяют несколько ключевых факторов, спровоцировавших столь резкий рост стоимости автомобилей. Центральным из них стало оживление потребительского спроса на фоне снижения ключевой ставки Центрального банка. Более доступные автокредиты подстегнули интерес россиян к покупке машин, особенно новых. Однако на складах дилеров заметно сократилось количество автомобилей предыдущих выпусков, которые ранее продавались со значительными скидками. Параллельно автопроизводители фактически свернули программы стимулирования продаж: акции и бонусные предложения, которые активно действовали в начале года, ушли с рынка.
Китайские бренды: лидеры по темпам подорожания
Повышение цен затронуло не только отечественных производителей, но и импортные марки, в первую очередь китайские бренды, которые сегодня занимают значительную долю российского рынка. По данным аналитиков, средняя цена автомобиля из КНР достигла 3,59 миллиона рублей, что почти в 2,2 раза выше стоимости типичного отечественного автомобиля. Такой существенный разрыв в ценах между российскими и китайскими моделями отмечается впервые за всю историю совместного присутствия на рынке.
Рост цен на китайские модели эксперты объясняют повышением издержек логистики, изменением курсов валют и постепенным уходом с рынка недорогих базовых комплектаций. Производители из Китая все активнее позиционируют себя в премиальном сегменте, предлагая покупателям технологичные решения и богатое оснащение, что неизбежно сказывается на конечной стоимости продукта. При этом спрос на китайские автомобили остается стабильно высоким, несмотря на заметное подорожание.
Макроэкономический контекст: ставка как драйвер рынка
Ключевая ставка Банка России стала одним из основных факторов, влияющих на динамику автомобильного рынка. С конца октября 2024 года она сохранялась на уровне 21%, в начале июня 2025 года ЦБ снизил ее до 20%, в июле — до 18%, а в сентябре — до 17% . Это постепенное смягчение денежно-кредитной политики сделало автокредиты более доступными для населения, что немедленно отразилось на покупательской активности.
По данным Национального бюро кредитных истойрий, в России доля отказов по заявкам на автокредиты в августе 2025 года составила 77%, что на 4,7 процентных пункта меньше по сравнению с августом прошлого года. Общий объем выданных автокредитов в январе-июле 2025 года составил 713,6 млрд рублей, что на 46% ниже показателей аналогичного периода прошлого года . Эти цифры демонстрируют, что, несмотря на улучшение ситуации, рынок автокредитования все еще далек от докризисных показателей.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков допускает, что в отсутствие новых макроэкономических шоков и при дальнейшем снижении ключевой ставки Банка России рынок продолжит плавное восстановление .
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов подтверждает, что официальный прогноз на 2026 год пока не сформирован, но в качестве базового сценария предполагается достижение рынком объема около 1,5 млн проданных машин . Такого же мнения придерживается директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи, которая отмечает, что вслед за снижением ключевой ставки должны быть смягчены макропруденциальные ограничения, чтобы повысить доступность автокредитования.
Вторичный рынок: островок стабильности?
На фоне роста цен на новые автомобили многие россияне, особенно в регионах, все чаще обращают внимание на вторичный рынок, где пока еще можно найти машины по более доступным ценам. Однако и здесь наблюдается устойчивая тенденция к подорожанию, хотя и не такая выраженная, как в сегменте новых автомобилей. Эксперты прогнозируют, что если текущая тенденция сохранится, уже к началу 2026 года средняя цена нового автомобиля российского бренда может превысить 1,8 миллиона рублей, а сегмент бюджетных моделей практически исчезнет.
Интересную перспективу для вторичного рынка обозначил директор департамента автомобилей с пробегом компании «Рольф» Вадим Черноусов. По его мнению, в 2026 году в России могут резко подешеветь иномарки из-за массовой распродажи автомобилей из таксопарков . С марта следующего года на вторичном рынке может возникнуть мощный избыток предложений в связи с вступлением в силу нового закона о локализации такси, запрещающего перевозчикам использовать иномарки.
«Массовый вывод автомобилей приведет к заметному падению цен на подержанные машины», — считают эксперты авторынка.
В настоящее время на вторичном рынке уже продается множество предложений автомобилей из таксопарков вроде Haval Jolion или Exeed TXL. Цены на эти авто выглядят привлекательно, но спрос на них ограничен, поскольку уже сам факт эксплуатации автомобиля в качестве такси для покупателей является существенным недостатком. Серьезного влияния на рынок автомобили из такси пока не оказывают, но ситуация может измениться при массовом выходе на рынок значительной партии одинаковых автомобилей.
Прогнозы на 2026 год: осторожный оптимизм
Аналитики рынка сдержанно оптимистично оценивают перспективы 2026 года. По прогнозам экспертов, продажи новых легковых автомобилей в России в 2026 году превысят уровень текущего года на 20-25%, достигнув показателя в 1,5-1,55 млн проданных машин. Это приблизит результат к уровню 2024 года, который был относительно успешным — тогда было реализовано порядка 1,57 млн машин.
Аналитик «Эйлера» Владимир Беспалов прогнозирует, что в 2025 году общее падение продаж новых легковых автомобилей составит 22% к 2024 году — до 1,23 млн единиц. В следующем году можно ожидать выхода на показатели в 1,55 млн проданных автомобилей. Темпы роста продаж в следующем году будут обеспечены эффектом низкой базы текущего года.
Еще одной причиной восстановления спроса на новые автомобили в России может стать изменение порядка расчета утильсбора, считает руководитель практики Kept по работе с компаниями автопрома Станислав Зингиревич. В случае отмены льготных коэффициентов сбора на машины мощностью более 160 л. с. для физлиц, ввозящих автомобили для личного пользования, может сократиться импорт подержанных японских, немецких и корейских марок и вырасти спрос на официально продаваемые и производимые в России бренды.
Минпромторг планирует изменить с 1 ноября 2025 года методику расчета утилизационного сбора в отношении легковых автомобилей. Начисление сбора будет привязано к мощности двигателя выпускаемого в обращение транспортного средства. Чтобы снизить вероятность некорректных расчетов, Минпромторг предлагает формировать базовую ставку сбора на основании типа и объема двигателя автомобиля, а коэффициент — на основании данных о мощности машины.
Новые бренды и локализация: изменение структуры рынка
В 2026 году на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге начнется производство автомобилей под новым брендом Senat (Сенат). Модельный ряд новой автомобильной марки будет состоять из двух седанов и одного внедорожника. Производство будет налажено совместно с партнером из «дружественной страны», вероятнее всего, одним из китайских производителей.
Автомобили под вновь созданным брендом Сенат должны быть на несколько ступеней ниже оригинальных «Аурусов» и метить в бизнес-сегмент, который ранее представляли Toyota Camry, BMW 5-серии и модели Genesis . По мнению экспертов, под новым автомобильным брендом Senat будут выпускать переименованные китайские автомобили Hongqi — это наиболее очевидный вариант в нише бизнес-класса среди китайских марок.
Любопытно, что в 2026 году будет также возрожден советско-российский бренд Волга, под которым предложат перелицованные китайские автомобили Geely. Судя по всему, модели Volga окажутся на ступень ниже перспективных моделей «Сенат».
Подстегнуть продажи в 2026 году может локализация китайских брендов, если их автомобили, получив российскую «прописку», станут доступнее для покупателей. К тому же важную роль сыграют государственные льготы. Эксперты рассматривают три потенциальных сценария дальнейшего развития ситуации на отечественном авторынке: стабилизирующий, пессимистичный и базовый.
Такси как фактор изменения рынка
С 1 марта 2026 года в силу вступит новый закон о локализации такси, запрещающий перевозчикам использовать иномарки . Это приведет к массовому выводу из эксплуатации и продаже тысяч автомобилей иностранного производства. В таксопарках начнут использоваться автомобили из специального перечня, включающего более 20 моделей шести отечественных брендов.
Цены на автомобили, которые потенциально могли бы массово закупаться в таксопарки после вступления в силу закона о локализации такси в 2026 году, варьируются от 749 тыс. до 17 млн рублей. В перечень попали весь модельный ряд LADA и «Москвича», два внедорожника УАЗ, минивэн Sollers, а также гибриды и электромобили марок Evolute и Voyah.
«Безусловно, фаворитами станут автомобили от „Моторинвеста“ перекрывающее практически все сегменты в перевозке пассажиров как в экономичной, так и в премиальной линейках», — прокомментировал перечень для ТАСС президент группы компании Favorit motors Владимир Попов.
В некоторых регионах закон о локализации такси вступит в силу позже. Например, в субъектах Сибирском федеральном округе и Калининградской области он начнет действовать только с 1 марта 2028 года, а на Дальнем Востоке — с 1 марта 2030 года.
Заключение: рынок в поисках равновесия
Российский авторынок переживает период сложной трансформации. С одной стороны, наблюдаются признаки восстановления — снижение ключевой ставки, рост продаж, появление новых брендов. С другой стороны, рекордные цены и исчезновение бюджетного сегмента делают новые автомобили недоступными для значительной части населения.
Прогнозы на 2026 год позволяют с осторожным оптимизмом смотреть в будущее, однако эксперты единодушны в том, что возвращение к докризисным показателям пока не предвидится. Стабилизация рынка будет зависеть от множества факторов — дальнейшего снижения ключевой ставки, темпов локализации производства, изменения правил утилизационного сбора и общей макроэкономической ситуации в стране.
Потребителям же в текущей ситуации приходится делать непростой выбор между переплатой за новый автомобиль, покупкой подержанной машины или же вовсе откладыванием приобретения транспортного средства на неопределенный срок. Рынок ищет новые точки равновесия, и этот процесс, судя по всему, займет еще немало времени.