Путин рассказал Алиеву причины трагедии
Авиационная катастрофа самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, произошедшая 25 декабря 2024 года, получила неожиданное развитие спустя девять месяцев расследования. Президент России Владимир Путин в ходе встречи с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым в Душанбе впервые подробно раскрыл обстоятельства трагедии, унесшей жизни 38 человек. Заявления российского лидера проливают свет на цепь событий, которые привели к падению гражданского лайнера в казахстанском Актау, и указывают на системные проблемы обеспечения безопасности полетов в зонах военных действий.
Воздушное судно, выполнявшее регулярный рейс J2-8243 по маршруту Баку-Грозный, оказалось в эпицентре боевых действий в небе над Чечней. По словам Путина, непосредственной причиной инцидента стало присутствие украинского беспилотника в воздушном пространстве России, что вынудило систему ПВО привести себя в боевую готовность. Технические сбои противовоздушной обороны привели к тому, что две выпущенные ракеты не поразили свою цель, а взорвались в непосредственной близости от пассажирского лайнера.
Роковые секунды: хронология катастрофы
Утром 25 декабря 2024 года самолет Embraer 190 с бортовым номером 4K-AZ65 вылетел из бакинского аэропорта имени Гейдара Алиева в Грозный. На борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа, в основном граждане Азербайджана и России, а также граждане Казахстана и Кыргызстана. Среди пассажиров преобладали трудовые мигранты, следовавшие к месту работы, и их родственники.
Полет проходил в штатном режиме до момента захода на посадку в аэропорту Грозного. Именно в этот момент, как следует из предварительного отчета Минтранса Казахстана, в 05:13:31 по всемирному координированному времени произошел первый звуковой удар, сопровождавшийся отключением автопилота и автомата тяги . Давление в гидравлической системе мгновенно упало до нуля, а положение рулей управления зафиксировалось в нейтральном положении, лишив пилотов возможности маневрирования.
Экипаж предположил столкновение с птицами или взрыв кислородного баллона на борту. Бортпроводник сообщил по внутренней связи: «Взорвалось два сидения». Через 25 секунд последовал второй удар, усугубивший повреждения самолета. Пилоты приняли решение не возвращаться в Грозный и запросили ближайший аэродром для аварийной посадки.
«Сейчас в целом можно говорить о причинах этой трагедии, этой катастрофы. Она связана с несколькими обстоятельствами. Первое заключается в том, что в небе находился украинский беспилотник», — заявил Владимир Путин на встрече с Ильхамом Алиевым .
Согласно данным расшифровки переговоров, экипажу предлагалось совершить посадку в Махачкале, но пилоты приняли решение следовать в аэропорт базирования через Каспийское море. В салоне начались проблемы с кислородом, некоторые пассажиры теряли сознание. После почти двух часов борьбы за живучесть самолета, экипаж попытался произвести аварийную посадку в аэропорту Актау в Казахстане, где лайнер потерпел крушение, столкнувшись с землей.
Техническое расследование: неопровержимые доказательства
Предварительный отчет Министерства транспорта Казахстана, опубликованный в феврале 2025 года, содержит доказательства внешнего воздействия на воздушное судно. Осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления.
Особое внимание привлекли повреждения правильной прямоугольной формы, характерные для поражающих элементов зенитных ракет. Аналогичные повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна. Комиссия извлекла большое количество посторонних металлических объектов, которые сохранились в глухих повреждениях и были направлены на дополнительную судебную экспертизу.
Эксперты установили, что повреждения гидравлических систем и электропроводки были вызваны внешними объектами, проникшими в компоненты самолета. Это привело к потере гидравлической жидкости и давления, а также к неработоспособности системы триммирования по углу тангажа. Фактически, после первого удара самолет почти полностью потерял управление — экипаж мог лишь ограниченно маневрировать, снижая мощность одного двигателя и повышая мощность другого.
Политический контекст и международные последствия
Катастрофа рейса AZAL 8243 стала серьезным испытанием для российско-азербайджанских отношений. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно публично заявлял, что самолет «был поврежден снаружи в районе города Грозный в России и фактически потерял управление». Азербайджанская сторона настаивала на признании вины Россией, наказании виновных и выплате компенсаций пострадавшим и семьям погибших.
Ответом Москвы стало первоначальное заявление Кремля о том, что «трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России», что не равнозначно признанию ответственности. Российская сторона объясняла необходимость работы ПВО атаками украинских беспилотников на Грозный, Моздок и Владикавказ, которые происходили в момент попыток посадки азербайджанского лайнера.
Azerbaijan Airlines прекратила полеты из Баку в 11 российских городов. Азербайджан ужесточил миграционные правила для россиян, закрыл «Русский дом» в Баку, а Алиев не приехал на Парад Победы в Москву в мае 2025 года.
«Хотел бы поблагодарить вас за то, что вы лично держите эту ситуацию под контролем… Вы лично контролируете ход следствия», — сказал Ильхам Алиев в ходе встречи с Владимиром Путиным.
В июле 2025 года Алиев заявил о подготовке документов для подачи иска в международные судебные инстанции против России в связи с крушением самолета. Этот шаг указывает на готовность азербайджанской стороны перевести разбирательство на международный уровень в случае отсутствия прогресса на двусторонней основе.
Человеческое измерение трагедии
За сухими цифрами официальных отчетов скрываются человеческие судьбы и трагедии. На борту самолета находились 67 человек, из которых 38 погибли и 29 выжили, получив различные травмы. Среди выживших — девять граждан России из шестнадцати, находившихся на борту.
Экипаж воздушного судна состоял из опытных профессионалов. Командир Игорь Кшнякин имел более 15 000 часов налета, из них 11 200 часов в качестве командира экипажа. Второй пилот Александр Кальянинов и старший бортпроводник Хокума Алиева погибли при исполнении служебных обязанностей. Двум членам экипажа удалось выжить.
Особенностью пассажирского состава стало то, что половина граждан Азербайджана были из города Балакен, расположенного у границы с Россией. Многие из них были трудовыми мигрантами или их родственниками. В условиях закрытых сухопутных границ, воздушное сообщение оставалось для них единственной возможностью добраться до места работы или воссоединиться с семьями.
Перспективы урегулирования и компенсаций
Встреча в Душанбе 9 октября 2025 года стала переломным моментом в процессе урегулирования последствий катастрофы. Владимир Путин заявил, что Россия готова обеспечить выплаты компенсаций пострадавшим и семьям погибших, а также дать правовую оценку действиям всех должностных лиц, причастных к инциденту.
Российский лидер подчеркнул, что причины катастрофы стали ясны после детального анализа ситуации, с которым его ознакомили буквально накануне встречи с Алиевым. Это объясняет почти десятимесячную задержку с предоставлением подробной информации о происшествии.
Важным аспектом заявлений Путина стало уточнение механизма повреждения самолета. Согласно его словам, две ракеты, выпущенные системой ПВО России, не поразили самолет AZAL напрямую, а взорвались в нескольких метрах — примерно в 10 метрах от лайнера. Самолет был задет, скорее всего, обломками, а не поражающими боевыми элементами. Это объясняет, почему самолет не разрушился мгновенно, а сохранил возможность продолжить полет.
Трагедия рейса AZAL 8243 высветила системные проблемы обеспечения безопасности гражданской авиации в регионах, где ведутся боевые действия. Комиссия Минтранса Казахстана рекомендовала провести оценку рисков выполнения полетов в регионы, где регистрируются потери сигнала GPS. Это прямое указание на необходимость пересмотра процедур полетов в зонах активного применения средств радиоэлектронной борьбы.
Расследование катастрофы продолжается с участием специалистов из Азербайджана, России, Казахстана и Бразилии — страны-производителя самолета Embraer 190. Окончательные выводы и их юридические последствия станут ясны после завершения всех экспертиз и судебных процессов. Однако уже сейчас очевидно, что инцидент приведет к существенным изменениям в международных правилах полетов в зонах военных конфликтов и практике применения систем ПВО вблизи гражданских авиатрасс.