Обидели мальчика Дональда. Не подарили мальчику Дональду престижную игрушку, которую он так хотел и которую, по его мнению, он полностью заслужил. И не важно, что нашему «мальчику» скоро стукнет 80 лет, что он работает президентом США и что упомянутая выше «игрушка» — Нобелевская премия мира. Дональд Трамп сохранил чисто мальчишеский (или, если хотите, инфантильный и эгоцентричный) взгляд на мир. И это стало важным фактором международной – и в том числе российской – политической игры.
За несколько часов до обнародования хитроумного решения норвежского Нобелевского комитета – заветную премию отдали идеологически близкой к Трампу даме из венесуэльской оппозиции, что в теории должно смягчить гнев президента США – Кремль сделал свой собственный хитроумный ход. Помощник главы РФ по международным вопросам Юрий Ушаков, отвечая на соответствующий вопрос, заявил о том, что Россия поддержало бы выдвижение Трампа на Нобелевскую премию мира, если бы её об этом попросили. При этом Ушаков раскритиковал «глупость Зеленского», который де-факто предложил хозяину Белого дома сделку: продай нам «Томагавки», а мы в ответ, так и быть, будем лоббировать тебя на Нобель!
По мнению главного спеца Кремля по международным вопросам, это нечто совершенно невообразимое: «Премия мира за предоставление оружия. Это даже мысль какая-то чудовищная. Если люди в таких категориях мыслят, что они из себя представляют?» Кто-то, наверняка, выступит в роли зануды: укажет на недавнее заявление Трампа о том, что он «почти решил» выдать Украине искомые «Томагавки» для ударов по России и выскажет в этой связи сомнения по поводу готовности Москвы поддержать выдвижения автора этого «почти решения» на премию мира. Но мы таких зануд решительно осуждаем и не поддерживаем! Не место им, совсем не место среди комментаторов современной международной политики!
«С волками жить – по волчьи выть» — применительно к текущим реалиям эта пословица может звучать, например, так: живешь в эру Трампа – изволь играть по его правилам! А главное из этих правил состоит в том, что ни в коем случае нельзя в прямой или косвенной форме порочить или даже просто критиковать священную особу американского президента. Трамп обожает лесть и ненавидит её противоположность. И только не надо говорить о том, что это якобы его проблема. Это проблема для всех остальных – для тех, кто хочет повлиять в ту или иную сторону на решения президента США или, по меньшей мере, не взрывать с ним мосты.
Видит ли все это Трамп? Конечно, видит – и тоже использует в своих интересах, в интересах сохранения за собой максимальной свободы маневра. Владимир Путин только что заявил на слете лидеров стран СНГ в Душанбе: «Уже с некоторыми коллегами обменивался, информировал их о результатах работы в Анкоридже на Аляске с американцами по поводу урегулирования ситуации на Украине. У нас будет возможность ещё совсем узким кругом собраться, и я бы хотел именно в таком узком кругу вас подробнее проинформировать о результатах, которые мы в целом оцениваем положительно и, безусловно, нашу последующую работу по урегулированию конфликта на Украине строим на тех принципиальных положениях, которые мы обсуждали на Аляске».
Звучит все это как очень большой аванс Трампу – не сильно меньший, чем предложение помощника ВВП поддержать выдвижение американского президента на Нобелевскую премию. Если опираться исключительно на текущий набор фактов, то, заявив на этой неделе об «исчерпании в значительной степени мощного имиджа Анкориджа», заместитель Лаврова Сергей Рябков совсем не погрешил против истины. Однако дипломатия – штука нелинейная. Дипломатия не всегда может и должна опираться только на текущий набор фактов. Ведь этот набор может измениться – особенно, если приложить к этому усилия.
За месяцы своего президентства Трамп постоянно менял свою позицию по Украине, склоняясь то в одну, то в другую сторону. Сейчас маятник явно не на стороне России. Но это означает, что скоро он снова может пойти в сторону Москвы. Как мне представляется, именно на это сейчас делает свою ставку Кремль, щедро раздавая Трампу авансы, которые он, если честно, пока не очень заслужил. Однако с нынешним лидером США тактика раздачи не очень заслуженных авансов иногда работает. Работает – и может сработать снова в случае, если конечной целью Трампа является дистанцирование от украинского кризиса.
То, что американский президент «почти решил» — поставить на Украину «Томагавки» или, что более вероятно, другие, менее раскрученные в СМИ виды наступательного ударного оружия – означает мощную эскалацию и более глубокое втягивание США в украинский конфликт. Действительно ли это нужно Трампу? Кремль делает ставку на то, что нет и дает не получившему Нобелевскую премию мира «мальчику Дональду» возможность отползти от этой позиции без потери лица.
Остается понять лишь то, захочет ли хозяин Белого дома воспользоваться этой возможностью или у него другие планы, подразумевающие реально более глубокое вовлечение Америки Трампа в украинский конфликт. Сейчас «импульс Анкориджа» или «дух Аляски» находится на политическом эквиваленте ИВЛ. Скоро он либо задышит самостоятельно, либо впадет в состояние комы. И если реализуется именно этот второй вариант, то точно не по причине того, что Москва не приложила достаточно усилий к тому, чтобы его предотвратить.
Комментарий Путина по поводу того, что Нобель не достался Трампу: «Были случаи, когда комитет присуждал Нобелевскую премию мира людям, которые для мира ничего не сделали. На мой взгляд, этими решениями они нанесли огромный ущерб авторитету этой премии». Ну что тут скажешь: Нобелевскому комитету не привыкать к «огромному ущербу» своему авторитету. А вот Россия только что сделала гигантскую политическую инвестицию в миротворческие таланты и инстинкты Трампа. Надеюсь, что инвестиция окупится.