
Две великие державы США и РФ должны вдвоем утвердить рамочные условия, подчеркивает эксперт.
Уже несколько дней активно обсуждается «пророссийский» план США по Украине. Появляются все новые инсайды, раскрываются детали. Сегодня о работе над документом первый раз заявил госсекретарь Марко Рубио, а не «источники в Белом доме». Политолог Сергей Станкевич в беседе с «ФедералПресс» дал несколько «советов миротворцам»:
«Нарастает глобальная шумиха по поводу пресловутого «Мирного плана Трампа» из 28 пунктов (ПТ-28), который якобы содержит рамочные условия для урегулирования военного конфликта из-за Украины. В связи с ПТ-28 ежедневно дают ударные материалы гранды мировых СМИ.
Сообщается, что в подготовке Плана участвовали вице-президент Джеймс Вэнс, спецпредставитель Стивен Уиткофф, госсекретарь Марко Рубио, зять президента Джаред Кушнер и прочие лица. Дональд Трамп лично утвердил финальный текст Плана.
Суть сводится к следующему:
- к России отходит вся территория Донбасса плюс земли Запорожской и Херсонской областей по линии соприкосновения;
- США де-юре признают переход в РФ Крыма и Донбасса;
- Украина – внеблоковая страна, без иностранных войск, без дальнобойного оружия, численность ВСУ ограничивается 400 тысячами солдат;
- русский язык – второй государственный; УПЦ с неприкосновенным статусом и возвратом храмов;
- Украина и РФ получают гарантии безопасности от США и ЕС;
- РФ дает гарантии ненападения для ЕС и Украины.
Такая выжимка из Плана вброшена в СМИ скорее всего сознательно – для тестирования позиций и корректировки пунктов. При этом План отверг глава правящего режима в Киеве Владимир (Мидас) Зеленский, предложив американцам сначала согласовать его с Евросоюзом. План отвергли и спешно собранные в Брюсселе главы МИД стран ЕС с формулировкой «недопустимые уступки Москве».
Итак, что мы имеем? Предварительную и неформальную, ни к чему не обязывающую, но в целом полезную дискуссию о том, как может выглядеть финальное урегулирование конфликта.
Чего мы не имеем? Проекта ПТ-28, переданного из Вашингтона в Москву для последующего обсуждения в формате стратегического диалога двух Великих держав.
Что может добавить в ПТ-28 Москва? Предположим следующее:
- демилитаризация всей Левобережной Украины;
- уточнение обновленных границ (Запорожская и Херсонская области нераздельны);
- определение статуса черноморских портов (автономные СЭЗ для двух портовых агломераций: Одесса-Черноморск-Южный и Николаев-Очаков);
- законодательный запрет на оправдание или прославление нацистских коллаборантов (по перечню), их символику, ритуалы и топонимику, на политическую и иную общественную деятельность с позитивным использованием их наследия;
- разработка и принятие на референдуме новой Конституции Украины с учетом всего содержания документов по урегулированию военного конфликта.
Наверняка потребуется отдельное соглашение о нормализации отношений между РФ, США и ЕС.
В этом документе Москва, вероятно, попросит предусмотреть:
- открытие границ для людей и всех видов транспорта;
- восстановление авиасообщения;
- возвращение довоенного визового режима;
- возврат блокированных суверенных активов РФ и арестованной частной собственности, не связанной с криминалом;
- поэтапной взаимной отмены всех видов «санкций».
Две великие державы США и РФ должны вдвоем утвердить рамочные условия, вписав их в долгосрочный контекст своих отношений. А уже потом вместе продвигать этот проект – сначала в Киев (там власть сыпется, надо начинать транзит), а уже имея согласие новой власти в Киеве, – поинтересоваться мнением Евросоюза.
Почти наверняка, единогласия в ЕС не будет. Тогда придется собрать подписи под ПТ-28 у «группы желающих» и оставить документ открытым для подписания. И провести финальное закрепление ПТ-28 на СовБезе ООН.
Ну а дальше можно выходить на подписание мирного договора с новой властью в Киеве. С тем, чтобы ратификацию осуществила бы Верховная Рада в новом составе.
Разумеется, в изложенных тут соображениях нет ни инсайдерских подсказок, ни всеохватности и полноты.
Но в любом случае для реального старта дипломатического марафона по финализации украинского кризиса нужно согласовать «мирный план Трампа» в Москве и оттуда – уже совместно – продвигать его далее.
Иначе драгоценное время будет потеряно впустую».