
Воздушные ворота южной и центральной России, закрытые с 2022 года, готовы вновь принимать самолеты. Техническая подготовка завершена, персонал набран, и решение теперь зависит исключительно от оценки безопасности полетов. Гражданская авиация стоит на пороге исторического возвращения в регионы, где пассажиры годами были лишены возможности летать.
О готовности всех временно закрытых российских аэропортов к возобновлению работы заявил глава Росавиации Дмитрий Ядров.
«Все временно закрытые аэропорты готовы к возобновлению работы. Росавиация постоянно поддерживает связь с Министерством обороны, которое принимает решение об открытии, учитывая все факторы» — сообщил Ядров информагентству «ТАСС».
Это заявление вселяет надежду на скорое восстановление полноценного авиасообщения в ранее изолированных регионах.
В настоящее время работа нескольких аэропортов на юге и в центральной части России остается ограниченной. В список все еще закрытых воздушных гаваней входят Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону и Симферополь . Каждый из этих аэропортов играет ключевую роль в транспортной системе своих регионов, и их закрытие создавало существенные неудобства для миллионов россиян.
Первые ласточки: какие аэропорты уже начали работать
Процесс возвращения к нормальной работе уже начался. После снятия ограничений возобновились рейсы в аэропорт Элисты, а также в Геленджик и Краснодар . Эти воздушные гавани стали первыми, кому удалось преодолеть все барьеры и вновь открыть свои взлетно-посадочные полосы для гражданской авиации.
Аэропорт Краснодара, открывшийся в сентябре 2025 года после трех лет простоя, уже принял первый рейс из Москвы, что стало значимым событием для всего южного региона . Это не только разгрузило соседние Сочи и Минеральные Воды, но и продемонстрировало реальность планов по постепенному восстановлению авиасообщения.
В Геленджике ситуация несколько сложнее — аэропорт работает «по расписанию мира», только днем и при благоприятных погодных условиях. Такой осторожный подход отражает сохраняющиеся вопрос безопасности, но тем не менее позволяет постепенно наращивать пассажиропоток.
Подготовка к открытию: Ростов-на-Дону набирает персонал
Ярким примером активной подготовки к возобновлению работы стал аэропорт Платов в Ростове-на-Дону. Здесь уже начался масштабный набор сотрудников для работы в аэропорту. Руководство объявило об открытии 29 вакансий, охватывающих широкий спектр профессий — от мойщиков посуды до ведущих инженеров.
Диапазон предлагаемых зарплат свидетельствует о серьезности намерений: минимальная зарплата начинается с 35,6 тысяч рублей для мойщиков посуды, а максимальная достигает 89,7 тысяч рублей для ведущего инженера по техническим средствам охраны и автоматизации. Среди других позиций — агент по обслуживанию пассажиров VIP-терминала с окладом от 41,7 до 49,4 тысяч рублей, специалист по наземному обслуживанию (60–70 тысяч рублей), водитель перрона (также 60–70 тысяч рублей), врач медицинского пункта (53,6 тысяч рублей) и повар (55,6 тысяч рублей).
Такой активный кадровый набор явно указывает на то, что руководство аэропорта ожидает скорого разрешения на возобновление работы и готовится к полноценному запуску. Опыт Ростова-на-Дону может стать моделью для других закрытых аэропортов, демонстрируя поэтапный подход к восстановлению деятельности.
Процедура открытия: почему решение принимает Минобороны
Ключевым моментом в процессе возобновления работы аэропортов является процедура принятия решения. Как разъяснил Дмитрий Ядров, хотя Росавиация и отвечает за гражданскую авиацию, окончательное слово остается за Министерством обороны. Именно военные эксперты оценивают все факторы безопасности полетов и дают разрешение на открытие того или иного аэропорта.
Только после получения положительного решения от Минобороны Росавиация начинает формальный процесс открытия аэропорта для регулярных гражданских рейсов. Такой подход обусловлен необходимостью обеспечения максимальной безопасности пассажиров и учитывает сложную международную обстановку.
Глава Росавиации подчеркнул, что главной задачей является обеспечение безопасности полетов. Этот приоритет разделяют все участники процесса — от федеральных властей до руководства аэропортов и авиакомпаний. Компромиссы в вопросах безопасности полностью исключены, что объясняет постепенный, а не одновременный характер открытия аэропортов.
Возвращение к работе закрытых аэропортов происходит на фоне серьезных структурных вызовов, стоящих перед всей российской авиационной отраслью. Согласно аналитическому отчету ГТЛК, отечественная авиация продолжает ощущать последствия введенных западными странами санкций.
Среди наиболее серьезных рисков для отечественной авиаотрасли эксперты выделяют возможность потери части современного авиационного парка и снижение объемов авиаперевозок, в том числе по причине отсутствия запасных частей. Также появились серьезные вопросы, связанные с производством отечественных воздушных судов на базе иностранных компонентов, организацией снабжения запчастями и обслуживанием авиатехники.
Преодоление зависимости от иностранных производителей самолетов становится одной из важнейших задач текущего десятилетия. Государственные приоритеты в сфере гражданской авиации теперь направлены на обеспечение потребностей российских авиакомпаний в воздушных судах за счет полного замещения самолетов иностранного производства отечественной техникой.
Особую остроту эти вызовы приобретают в контексте региональной авиации. Действующий парк воздушных судов для местных авиаперевозок отличается значительным износом — средний возраст парка самолетов местных воздушных линий составляет 28,5 лет. В числе рекордсменов по возрасту — Ан-2 (41,2 года) и Ан-28 (32,4 года).
Перспективы: что ждет открывающиеся аэропорты
По прогнозам отраслевых экспертов, к лету 2026 года могут вернуться к нормальной работе такие ключевые аэропорты, как Анапа и Ростов-на-Дону . Это позволит не только восстановить транспортную связность регионов, но и даст импульс развитию туризма, особенно в курортных районах Черноморского побережья.
Все аэропорты проходят тщательную оценку по трем основным критериям: техническая готовность, безопасность воздушного пространства и внешнеполитический прогноз . Такой комплексный подход обеспечивает взвешенность принимаемых решений и минимизирует риски повторного закрытия уже открывшихся аэропортов.
Восстановление работы аэропортов имеет стратегическое значение для развития региональной авиации России. Как отмечают эксперты, в нашей стране с ее огромной территорией и весьма неравномерной плотностью заселения значение региональных авиаперевозок трудно переоценить . Они обеспечивают транспортную доступность и мобильность населения во всех уголках России, а для северных и восточных регионов часто являются единственным средством сообщения с остальной страной .
Возвращение аэропортов к работе — это не просто технический процесс, а важный шаг на пути восстановления полноценной экономической и социальной жизни регионов. Каждый открывшийся аэропорт становится катализатором развития для всей окружающей территории, обеспечивая новые возможности для бизнеса, туризма и личных поездок миллионов россиян.