Dark Mode Light Mode

Госдума внезапно задалась вопросом, куда уходят триллионы на поддержку АвтоВАЗа, где современные машины по низким ценам?

Госдума внезапно задалась вопросом, куда уходят триллионы на поддержку АвтоВАЗа, где современные машины по низким ценам?

«Не пора ли “АвтоВАЗ” навестить аудиторам Счётной палаты — давненько их там не было. Пусть менеджеры компании объяснят, из чего складывается себестоимость и что у них вообще происходит. Иначе эта “чёрная дыра” будет поглощать всё больше ресурсов, а цены, в отличие от качества, всё расти». Так в Госдуме обратили внимание на проблему дотаций российского автопрома, вдруг узнав, что при тех дотациях, которые бюджет выделяет на поддержку российского автопрома, цены на наши авто должны быть вообще копеечные, а они запредельные.

Эти слова — не просто риторический всплеск. Они — первое официальное признание провала многолетней политики субсидирования национального автопрома. Признание, за которым стоит не один год молчаливого одобрения триллионных траншей из бюджета, искусственного удушения конкуренции и систематического игнорирования падения реального спроса.

Факты: падение продаж — фон для роста цен

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», опубликованным РИА Новости 6 ноября 2025 года, «Продажи новых автомобилей Lada в России в январе–октябре 2025 года снизились на 25% в годовом выражении и составили почти 271 тысячу машин».

Разбивка по моделям убийственна:

— Lada Granta — 121,2 тыс. шт. за 10 месяцев (–28,8%);

— Lada Vesta — 69,3 тыс. шт. (–34%);

— Lada Niva Legend — 28 тыс. шт. (–28,6%).

В октябре одна лишь Vesta упала на 34,2%, Granta — на 28,4%. При этом, как подчёркивает «Автостат», доля Lada на рынке сократилась с 26% в октябре 2024 года до чуть более 20% в октябре 2025-го — несмотря на то, что импорт китайских автомобилей за тот же период сократился более чем на две трети.

То есть: конкурентов практически убрали с рынка — а результат не только не улучшился, но и ухудшился катастрофически.

И при этом — цены растут.

На «Транспортной неделе — 2025» глава АвтоВАЗа Максим Соколов прямо заявил:

«Цены должны подтягиваться вслед за реальной себестоимостью».

Он пояснил, что последняя индексация цен была менее 2% почти год назад, «в несколько раз ниже уровня официальной инфляции», и добавил:

«Дальше сдерживать рост стоимости Lada невозможно, в том числе из-за роста импорта и демпинга цен со стороны китайских стоков».

Это заявление абсурдно по своей сути:

— импорт из КНР резко сократился благодаря утильсбору и административным барьерам;

— «демпинг китайских стоков» — миф: китайские дилеры в России сейчас почти не работают;

— а себестоимость, по логике, должна падать при масштабах производства, льготном налогообложении и государственных дотациях.

Но она, по версии менеджмента, — растёт.

Бюджет: не поддержка — кормушка

Сколько же государство вкладывает в этот «проект»?

По расчётам канала SwaEconomy, в 2025 году прямые и косвенные бюджетные траты на поддержку автопрома превысили 820 млрд рублей. В проекте федерального бюджета на 2026 год — почти триллион. При этом подавляющая часть этих средств направляется именно АвтоВАЗу, что подтверждается и словами Сергея Миронова:

«На поддержку автопрома, читай ВАЗа, на 2026 год выделили почти триллион».

Что входит в эту поддержку?

— Прямые субсидии на лизинг и кредиты под 0–1% годовых;

— Льготы по утильсбору для российских автопроизводителей;

— Госзакупки — таксопарки, госучреждения, силовые структуры обязаны брать Lada;

— Полное освобождение от налога на прибыль до 2028 года;

— Субсидии компонентным заводам, входящим в цепочку поставок.

Всё это — без единого требования по эффективности, без KPI, без публичных отчётов о рентабельности или экспортных достижениях.

«Запустили до небес утильсбор, чтобы выдавить с рынка китайских конкурентов. Выдавили: за десять месяцев ввоз авто из КНР сократился больше чем на две трети. Пропихнули закон о локализации такси, и теперь таксопаркам придется покупать машины из Тольятти. Наконец, предприятие до 2028 года освободили от налога на прибыль», — возмутился Миронов.

Система: почему молчали все эти годы?

Вот ключевой вопрос: если сегодня в Думе заговорили о «чёрной дыре», то почему молчали раньше?

Потому что никто не имел права спрашивать. Считалось, что импортозамещение надо поддерживать. А какой ценой, и с каким результатом — никто и не интересовался.

На протяжении 2020–2025 годов любая критика господдержки автопрома расценивалась как «непатриотичная», «антироссийская», «пособничество иностранцам». Менеджмент АвтоВАЗа — прикрываясь «национальной идеей» — получал абсолютную карт-бланш на безотчётность.

Но за этой ширмой скрывалась другая реальность:

— закупки комплектующих у аффилированных структур по завышенным ценам;

— дублирование функций в рамках «промышленной кооперации»;

— вывоз прибыли через офшоры при одновременной «бедности» головного предприятия.

Именно поэтому Счётная палата не проверяла АвтоВАЗ с 2018 года — не потому что не хотела, а потому что не могла: объект был политически неприкасаем.

То, что сегодня заговорили о проблеме — означает: крышка приподнята. Возможно, потому что даже покровители поняли: дальше — крах бюджета, и кормушку придётся закрывать.

Контекст: не только автопром

Проблема АвтоВАЗа — не локальная. Она системная.

В IT-секторе за пять лет вложено свыше 1 трлн рублей в «цифровой суверенитет». Где российские аналоги Windows, Oracle, SAP? Где мировые решения? Где экспорт? Его нет — по данным того же SwaEconomy, экспорт отечественного софта уверенно падает.

В авиастроении — МС-21 перед самым стартом серийного производства, вдруг резко потяжелел и потерял в адльности. А надежду советско-российского авиапрома, похоже, вообще не ждут – на Казанском авиазаводе не могут наладить его серийное производства .

При этом автопром и авиапром курируют одни и те же люди..

Всюду один и тот же паттерн:

1. Объявление «стратегического приоритета»;

2. Вливание бюджетных средств;

3. Отсутствие контроля и требований к результату;

4. Уход денег в закрытые структуры;

5. Публичные заверения в «успехе» при реальном провале.

А в итоге — пустота или очередные обещания.

Не «начало конца», а начало ответственности

Фраза «начало конца» уместна только в одном смысле — конца безнаказанности.

Конца эпохи, когда можно было бесконечно воровать у государства под лозунгами «патриотизма» и «национальной безопасности».

Когда неэффективность превращалась в добродетель, лишь бы она была «своей».

Если проверка Счётной палаты пройдёт не формально, если за ней последуют публичные отчёты, возврат нецелевых средств, уголовные дела — тогда мы увидим не разгромную статью, а реальный перелом.

А если нет — если всё ограничится «беседой» и очередным отчётом «о сложной внешней конъюнктуре», — тогда можно смело говорить: это не начало конца, а конец доверия.

И тогда ни один россиянин — ни в Тольятти, ни в Барабинске, ни в Хабаровске — не купит Lada не из-за «любви к китайцам», а потому что больше не верит в обман под флагом.

Источник