
Установленный Трампом срок для принятия его мирного плана Украиной истек 27 ноября, когда в США отмечался День благодарения. И на следующее утро американские агенты (формально — Национальное антикоррупционное бюро Украины) пришли к Ермаку, главе Офиса Зеленского и его главному подельнику. Шутки кончились.
Ермак давно раздражал США, особенно раздражение усилилось после знаменитой сцены в Овальном кабинете, где Трамп пытался донести до Зеленского, что у того нет карт. Ну, или проще говоря, что марионетка должна быть послушной. А Ермак как раз пытался изображать самостоятельность марионеточного режима.
Упертость в неприятии планов Трампа Киевом (не ты, мол, нас породил, не тебе и убивать) окончательно достала нынешнюю американскую администрацию и Киеву решили объяснить, кто в доме хозяин. К Ермаку пришли, Ермак подписал заявление об отставке, зачем-то сообщил, что отправится на фронт (может для драматизма) и всё — ни слуху, ни духу.
А обсуждать план урегулирования во Флориду (перед тем, как в Москву поедет американская делегация) отправился уже Умеров. Очень удобно, у него там как раз несколько вилл и семья.
Европейцы всю неделю строили свои планы, устраивали шаманские танцы с бубном — в смысле толкали протухшие лозунги про невозможность изменять границы силой, российскую агрессию и прочая. Пустоголовая Кая Каллас даже рассказывала, что «за последние 100 лет Россия напала на 19 стран, и ни одна страна не напала на Россию». И это, на секундочку, глава евродипломатии. Даже свой план урегулирования ЕС пытался рисовать. Вроде как новый. Но ничем от старого плана, где Россия должна капитулировать, не отличающийся. Магические штучки в очередной раз не сработали. Даже британец Стармер признал, что придется работать с планом Трампа, «хоть в нем и есть неприемлемые позиции».
Европа, конечно, еще будет сопротивляться — торпедировать процесс урегулирования. На неделе вот слили телефонные разговоры российских и американских переговорщиков. Мол, все понятно, США заняли пророссийскую позицию и это предательство. А с чего вдруг? Почему между украинскими и американскими интересами ставится знак равенства? Или вы отказываете США в суверенности — возможности самостоятельно принять ту или иную сторону?
Будут и «военные» провокации — как с танкерами нашего «теневого флота» в Черном море. А, главное, ЕС начнет саботировать в дальнейшем те договоренности, которые будут достигнуты.
Потому что Европа подошла к горизонту событий черной дыры. Перейди она его — и пути назад не будет. ЕС окончательно потеряет субъектность в международных отношениях. Их мнения по вопросу российско-украинского урегулирования уже не спрашивают реальные субъекты конфликта — Россия и США.
Собственно, Украина вошла в Европу — произошла украинизация бюрократических структур ЕС, полный отрыв интересов надевропейских властей от интересов национальных государств. И так же, как на Украине, так и в Европе, лидерам жизненно необходимо продолжение войны. Иначе их не будет.
Так что европейское сопротивление мирному процессу будет только нарастать. И чем это закончится — расколом ЕС (а трещинки уже побежали), втягиванием Европы в прямой конфликт с Россией — предсказать невозможно. Слишком много вводных, слишком быстро и хаотично все меняется.
В качестве примера можно вернуться к описанному выше: на неделе был европейский план, а потом европейцы от него отказались. Почему? Нет объяснения. Только версии. Например, позвонили какому-нибудь Макрону или Мерцу, или даже Урсуле фон дер Ляйен и рассказали про «папочку» на «коалицию желающих», лежащую где-нибудь в ФБР. Такую же, какие лежат на всю украинскую верхушку. Там ведь доллары и евро миллиардами испарялись.
Посреди всего этого сумбура возникает, конечно, главный вопрос — какова позиция России?
А она, по сути, не изменилась. Как сказал Путин, чем раньше закончится конфликт, тем лучше, но «при условии достижения нами целей специальной военной операции». Не удастся их достичь дипломатическим путем, продолжим достигать военным.
С территориями и прекращением огня, например, будет так: «Войска Украины если уйдут из занимаемых территорий, тогда мы прекратим боевые действия, не уйдут — добьемся военным путем».
Путин озвучил и еще две важные вводные.
Во-первых, подписывать договоры с нынешним украинским руководством бессмысленно, поскольку Владимир Зеленский утратил легитимность. А с единственной легитимной властью на Украине, Верховной радой, невозможно оформить международный договор. Из этого и вытекает во-вторых: России нужно международное признание новых территорий, а не украинское.
А вот тут опять придется возвращаться к роли Европы, которую временно, чтобы в моменте не мешалась, вычеркнули. Сложно всё.