...
Dark Mode Light Mode

Трагедия в небе над Иваново: стали известны имена членов экипажа разбившегося «Антея»

Трагедия в небе над Иваново: стали известны имена членов экипажа разбившегося «Антея»

Авиационная катастрофа, унесшая жизни военных летчиков, всегда становится трагедией общенационального масштаба. Крушение военно-транспортного самолета Ан-22 «Антей» в Ивановской области 9 декабря — горькое подтверждение этого правила. Спустя короткое время после инцидента стали известны имена и звания восьми членов экипажа, которые выполняли свой профессиональный долг. Все погибшие оказались военнослужащими из Тверской области, откуда традиционно комплектуется легендарная 12-я военно-транспортная авиационная дивизия.

Последний полет легенды: как и где разбился гигантский Ан-22 «Антей»

Самолет, который на протяжении десятилетий был гордостью отечественной авиации, потерпел крушение в районе Уводьского водохранилища. Воздушное судно, совершавшее испытательный облет после проведенного ремонта, упало в безлюдной местности близ деревни Иванково, что предотвратило дополнительные жертвы на земле. Обломки лайнера были обнаружены в 150 метрах от берега на глубине всего пяти метров, что позволило оперативно начать работу по подъему фрагментов и расследованию причин трагедии.

В момент катастрофы на борту находился полный экипаж. Первоначально сообщалось о семи погибших, однако позже был обнародован список из восьми военнослужащих. Командиром судна являлся 52-летний майор Сергей Шмаков — опытный пилот, чья жизнь оборвалась во время выполнения служебных обязанностей. Рядом с ним находились его боевые товарищи: помощник командира экипажа 35-летний капитан Дмитрий Яценко, 58-летний старший прапорщик Игорь Ишханов, выполнявший обязанности радиста, и 40-летний старший лейтенант Алексей Дорофеев — инженер корабля.

«Все находившиеся на борту члены экипажа погибли. Устанавливаются все обстоятельства произошедшего», — сообщили в Следственном комитете России, где было возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил подготовки к полетам.

Разбившийся борт имел богатую историю. Самолет был построен еще в 1975 году на авиационном заводе имени В.П. Чкалова в Ташкенте. За десятилетия службы эта машина налетала почти 6,5 тысяч часов и совершила впечатляющие 3 290 посадок. Ан-22 «Антей», первый полет которого состоялся в феврале 1965 года, по праву считается уникальным инженерным достижением. Это первый в мире широкофюзеляжный и самый большой турбовинтовой самолет, способный перевозить до 80 тонн груза — тяжелую технику, вооружение и личный состав на стратегические расстояния.

Всего в истории авиации было выпущено 67 таких машин. Значительная часть этого парка — порядка 60 бортов — до недавнего времени оставалась в составе Военно-транспортной авиации России. Однако эпоха «Антеев» подходит к концу. Еще в 2024 году командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов официально объявил о прекращении эксплуатации этих самолетов. В интервью телеканалу «Соловьев Live» он с сожалением констатировал: «В этом году, к сожалению, мы прекращаем их эксплуатацию». Их место в небе занимают более современные Ан-124 «Руслан», которые Бенедиктов назвал «самым большим в мире серийно производимым самолетом».

На месте катастрофы незамедлительно развернули оперативный штаб. Для установления всех обстоятельств произошедшего к Уводьскому водохранилищу вылетела специальная комиссия Воздушно-космических сил России. Следователям и техническим экспертам предстоит ответить на множество вопросов. Что стало причиной падения испытуемого самолета? Были ли это техническая неисправность, человеческий фактор или стечение внешних обстоятельств? Почему экипаж не смог справиться с ситуацией? Ответы на эти вопросы помогут не только установить виновных, но и предотвратить подобные трагедии в будущем.

Согласно опубликованному списку, среди погибших также были инженер по авиационному оборудованию 49-летний капитан Игорь Беликов, инженеры по десантному оборудованию 43-летний Алексей Тыкшеев и 38-летний капитан Роман Коротков, а также штурман — 36-летний капитан Кирилл Вакуленко.

Трагедия под Иваново стала болезненной точкой в долгой и славной истории самолета-легенды. Ан-22 «Антей», разработанный когда-то украинским предприятием «Антонов», десятилетиями верой и правдой служил советской, а затем и российской армии. Его вывод из эксплуатации символизирует окончание целой эпохи в военно-транспортной авиации. Но прежде чем последний «Антей» окончательно встанет на прикол, предстоит тщательное расследование причин катастрофы, унесшей жизни восьми профессиональных военных летчиков. Их имена теперь навсегда останутся в истории отечественной авиации рядом с именем самолета, который они пилотировали в своем последнем полете.