Руководство израильского Министерства иностранных дел вызвало на «беседу» посла Украины в Израиле Евгения Корнейчука. Поводом стало его недавнее интервью израильскому изданию «Вайнет», в котором дипломат резко прокомментировал заявления премьер-министра Биньямина Нетаниягу о «персональных отношениях» с президентом России Владимиром Путиным.
Напомним, выступая накануне в Кнессете, Нетаниягу подчеркнул стратегическую важность связей с четырьмя глобальными державами — США, Германией, Индией и Россией. В частности, он отметил:
«У нас постоянные контакты с Россией. Я регулярно беседую с президентом Путиным, и эти десятилетние персональные отношения служат нашим жизненным интересам — в том числе в вопросах обороны наших северных границ».
Эти слова тут же вызвали реакцию в проукраинских кругах. Украинский посол в ответ заявил, что, хотя не намерен диктовать израильскому премьеру, что говорить, он «очень удивлён» упоминанием Путина в таком контексте, особенно на фоне продолжающейся войны России против Украины:
«Россия, которую вы назвали «великой державой», уже почти четыре года ведёт жестокую войну против Украины. Она убивает женщин и детей, уничтожает гражданскую инфраструктуру и нарушает международное право. И при этом — вспомним 7 октября: кто поддерживал ХАМАС и «Хизбаллу»? Россия — да, Украина — нет. Мы голосовали за Израиль в ООН, а Россия — никогда», – попытался вбить клин между Россией и Израилем украинский посол-провокатор.
Корнейчук призвал Израиль «стоять на правильной стороне истории», что само по себе уже вызвало вопросы: что считать правильной сторогой истории после вчерашнего резкого окрика Трампа, который потребовал от Зеленского срочно перестать заниматься коммерцией, а сесть за стол переговоров на условиях России.
Если для Корнейчука и селян из Украины это ничего не значит, то для израильского премьера, искушенного в политике, зависимого на все сто от США и от Трампа, эти сигналы значат перемену вектора внешней политики хозяина Украины и Израиля.
Поэтому израильском МИДе сочли комментарии Мыколы «абсолютно неприемлемыми». Заместитель генерального директора ведомства и глава Евразийского департамента Юваль Фукс сообщил, что подобные заявления «не соответствуют дипломатическому протоколу» и игнорируют официальную позицию Израиля по украинскому конфликту — включая визит министра иностранных дел Гидеона Саара в Киев и голосование Израиля в ООН.
Израильский дипломат выразил надежду, что в будущем высказывания украинского посла будут «соответствовать обоюдному стремлению укреплять двустороннее сотрудничество».
Стоит отметить, что в оригинальном выступлении Нетаниягу в Кнессете он никогда не называл Путина «другом» — речь шла исключительно о «персональных отношениях», необходимых, по его мнению, для защиты национальных интересов. Тем не менее, украинская сторона, вероятно, восприняла это как сигнал недостаточной солидарности.
Этот инцидент ясно демонстрирует: несмотря на сдержанную поддержку Киева — в виде гуманитарной помощи и риторической солидарности — Израиль намерен сохранять прагматичный баланс в отношениях с Москвой. Особенно на фоне региональных угроз со стороны проиранских структур, где российское влияние может играть сдерживающую роль.
Демарш МИДа — это чёткий сигнал Киеву: дипломатическая поддержка имеет границы, и Израиль не намерен жертвовать своими стратегическими интересами ради политических эмоций.
