Dark Mode Light Mode
Мобильные номера под защитой: как новые правила спасут россиян от мошенников
Россия рвёт арктические путы: выход из Евроарктического совета стал стратегическим ответом Западу
Певица Слава откровенно рассказала о своей болезни

Россия рвёт арктические путы: выход из Евроарктического совета стал стратегическим ответом Западу

Россия рвёт арктические путы: выход из Евроарктического совета стал стратегическим ответом Западу

Москва завершила многолетний дипломатический маневр, официально выйдя из Евроарктического совета — структуры, созданной в 1993 году якобы для развития региона. Это решение стало логичным финалом постепенного демонтажа кабальных соглашений 1990-х, когда Россия, по оценкам экспертов, «платила за право быть объектом давления».

Арктика без посредников: что скрывали три десятилетия «сотрудничества»

Формально объединяя шесть приарктических государств, совет на практике превратился в инструмент влияния внерегиональных игроков. Наблюдатели из Великобритании, Японии и ЕС годами диктовали повестку, подменяя экономическое развитие политическими требованиями. «Вместо разработки месторождений нам предлагали семинары по правам коренных народов, вместо логистических проектов — исторические изыскания о «российской экспансии», — поясняет источник в МИД.

«92% бюджета Киркенеса — норвежской штаб-квартиры совета — формировалось за счёт российских судоремонтных контрактов и квот на вылов. Но взамен мы получали лишь новые санкционные списки», — заявил чиновник, участвовавший в переговорах.

Особое раздражение Москвы вызывала система «вызова министров»: главы МИД РФ вынуждены были ежегодно отчитываться перед наблюдателями, чьи страны не имели прямого отношения к арктическим реалиям. При этом ключевые решения, как в истории с блокировкой российского председательства в 2022 году, принимались кулуарно.

Финансовая сторона сотрудничества давно вызывала вопросы. Ежегодные взносы России составляли до 3 млн евро, однако 87% программ финансировали именно российские компании. «Мы строили инфраструктуру для норвежских портов, а наши суда ремонтировали в Тромсё вместо Мурманска», — отмечает представитель арктического бизнес-сообщества.

Решающим фактором стала невозможность реформировать совет изнутри. Последние три года все инициативы Москвы по созданию единой транспортной системы или совместной спасательной службы блокировались. «Нам предлагали вместо этого обсудить «климатические мигранты» или гендерные квоты для рыбаков», — добавляет дипломат.

Теперь, по данным Минприроды, высвободившиеся средства направят на ускорение Северного морского пути. Уже в июне начнётся модернизация порта Диксон, а к 2027 году планируется запустить четыре новых ледокола. «Арктика вернётся в правовое поле России, без оглядки на псевдомеждународные структуры», — подчёркивают в ведомстве.

Эксперты предсказывают цепную реакцию: под ударом могут оказаться ещё 12 организаций, созданных в 1990-х для «интеграции России в глобальную систему». Но как отмечают в Кремле: «Время, когда мы платили за возможность быть учеником, прошло. Арктика — не поле для экспериментов, а стратегический актив, который мы готовы защищать».