Экономист Всеволод Спивак поставил под вопрос логику государственных расходов, предложив радикальное решение кадрового кризиса в образовании. По его расчетам, ежемесячная доплата в 50 тысяч рублей каждому из 1,2 млн российских учителей потребует 720 млрд рублей ежегодно — всего 0,3% ВВП страны.
«Это в 30 раз меньше текущих оборонных расходов и в 2,5 раза дешевле строительства высокоскоростной магистрали Москва — Петербург»,
— подчеркивает эксперт, сравнивая приоритеты бюджета.
Спивак обращает внимание на парадокс: пока власти выделяют 1,7 трлн рублей на проект ВСМ, сокращающий время пути между столицами на 1 час 45 минут, начинающие педагоги в регионах работают за 20-25 тысяч рублей.
«450 депутатов с зарплатой в 520 тысяч обсуждают, почему выпускники не хотят ехать в село. Ответ лежит в области базовой арифметики, а не патриотических лозунгов»,
— заявляет экономист, указывая на разрыв между риторикой и реальными инвестициями в человеческий капитал.
Предложенная модель предусматривает увеличение окладов до 70-75 тысяч рублей для новичков и около 100 тысяч — для опытных педагогов при нагрузке в одну ставку. Это, по мнению автора идеи, позволит:
- Снизить текущую нагрузку учителей, в Удмуртии достигающую 2,03 ставки на человека;
- Вернуть конкурс в педагогические вузы до уровня 1990-х годов;
- Остановить «утечку» кадров в такси и курьерские службы.
Особый акцент делается на сельской местности, где даже начинающий педагог с доплатой стал бы «средним классом».
«Директора получат реальные рычаги влияния: достойная зарплата позволит требовать повышения квалификации»,
— поясняет Спивак, рисуя картину образовательной системы, где учитель ценит место работы, а не ищет подработки.
Экономист приводит красноречивые сравнения: годовая программа поддержки учителей равна 42% стоимости одного «Северного потока-2» или 28% затрат на Крымский мост. При этом, по данным Росстата за 2024 год, 68% педагогов совмещают основную работу с репетиторством или другими видами занятости.
Критики идеи указывают на инфляционные риски и необходимость комплексной реформы образования. Однако сам автор настаивает:
«Это не панацея, но первый шаг к восстановлению социального статуса учителя. Когда молодой специалист видит зарплату как у топ-менеджера районного банка — исчезает сама почва для дискуссий о престиже профессии».
Пока предложение остается предметом оживленных дискуссий в профессиональном сообществе. В Минфине воздерживаются от комментариев, напоминая о действующих программах поддержки педагогов. Но как отмечают в Ассоциации молодых учителей, существующие надбавки «не успевают за ростом цен на даже базовые товары».