Dark Mode Light Mode

Казахстан на обочине: его транзитные маршруты ожидает участь Прибалтийских

Казахстан на обочине: его транзитные маршруты ожидает участь Прибалтийских

Казахстан рискует остаться без российско-китайского транзита. Об этом уже давно ходили разговоры, но теперь это уже как бы свершившийся факт. И запуск «Южного коридора» Киргизстаном и Россией — это не просто альтернативный маршрут в обход казахстанских границ.

Это диагноз: страна, десятилетиями гордившаяся своим транзитным положением, сама себя перехитрила. Коррупция, бюрократия и «ручное» управление на границах стали тем фактором, который теперь угрожает вырвать из рук Казахстана миллиарды долларов и статус регионального хаба. Да и случаи не совсем дружеских выпадов в сторону России тоже внесли свою лепту.

Транскаспийский маршрут, который в 2023 году принес Казахстану до 2 млрд. долларов, рискует повторить путь прибалтийского транзита. Новый коридор через Узбекистан, Туркменистан и Каспий переориентирует треть грузопотока, лишая Казахстан $500–700 млн ежегодно. Но деньги — лишь верхушка айсберга.

Реальная угроза — крах честолюбивых казахских проектов: порты Актау и Курык, СЭЗ «Хоргос», новые железнодорожные узлы — всё это может превратиться в памятники былой амбициозности. Инвесторы, вкладывавшие в логистические хабы в рамках инициатив One Belt, One Road, уже поглядывают в сторону Узбекистана, где складские площади растут как на дрожжах (+165% за 2024 год) .

Казахстан же, похоже, забыл, что в логистике, как и в политике, доверие ценится превыше всего. А тут страна, запустившая «Цифровую карту семьи» с искусственным интеллектом для прогнозирования социальных рисков , не может автоматизировать таможенные процедуры. Ладно бы с электроникой, но даже фуры с томатами простаивают на границах по 20 суток и даже более.

Официальные причины — борьба с контрабандой и подсанкционными товарами. Но неофициально все уверены, что причина в коррупционной ренте, которая превратила КПП в филиал обменных пунктов. Да, Киргизстан виноват: только 45% электронных деклараций против 85% у Казахстана. Но вместо совместной цифровизации стороны устроили бюрократические разборки.

Ключевое звено нового коридора — Туркменистан с его портом Туркменбаши. Правда, мощность всего лишь 1.2 млн тонн против требуемых 2 млн. Да и визовый режим строже, чем в Северной Корее. Но России нужна хоть какая логистическая самостоятельность, и она готова залить проект деньгами.

Для Москвы это шанс убить двух зайцев: уменьшить зависимость от казахстанских маршрутов и усилить влияние в Центральной Азии. Киргизстан же, вечно балансирующий между соседями, наконец-то получил свой козырь: выбор, кому бы продать свою лояльность. Зато Казахстан упорно делает вид, что альтернативы его транзиту нет, забывая, что в геополитике альтернативы создаются как бы даже из воздуха. Или обиды!

Казахстан стоит на распутье: стать логистическим хабом XXI века или музеем советской инфраструктуры, что мы уже наблюдали у соседей. «Южный коридор» — не угроза, а зеркало, показавшее все системные язвы. Да, страна еще держится на плаву благодаря ИТ-экспорту (500 млн. долларов в 2023 г.) и цифровым GovTech-решениям . Но логистика — это кровеносная система экономики, и если ее перекрыть, даже самый продвинутый цифровой мозг умрет от удушья.

Но, похоже, страна уже выбрала свой путь: она предпочла гордится «великим шелковым прошлым», превосходством над «дикарями» и тем, что, как говаривал в армии казах-сослуживец, они научили русских «носить белые рубашки». Только как бы таким путём Казахстан не пришёл к тому же, к чему уже дополз ещё один очень «древний» народ.