Dark Mode Light Mode

85 миллиардов на весах: кто ответит за мазутное бедствие в Черном море

85 миллиардов на весах: кто ответит за мазутное бедствие в Черном море

Громкий экологический скандал, связанный с масштабным разливом мазута в акватории Черного моря, вступает в решающую фазу. Росприроднадзор официально подтвердил подготовку исковых заявлений на астрономическую сумму – почти 85 миллиардов рублей. Эта цифра, озвученная главой ведомства Светланой Радионовой, потрясла общественность и деловые круги, но главный вопрос, нависший над ситуацией: реально ли взыскать такие колоссальные средства с виновников катастрофы?

Как подчеркнула Светлана Радионова, установленный законом срок для добровольной компенсации причиненного окружающей среде ущерба компаниями-нарушителями истек. Теперь судьба миллиардов будет решаться исключительно в зале суда. Однако эксперты уже выражают серьезные сомнения относительно практической возможности полного взыскания столь гигантской суммы.

«Срок для добровольного возмещения вреда окружающей среде истек. Сумма ущерба установлена, теперь вопрос взыскания будет решаться в суде», — заявила глава Росприроднадзора, обозначив переход конфликта в правовое поле.

Финансовая тяжесть последствий ложится на плечи конкретных юридических лиц. Росприроднадзор направил иски к:

ООО «Кама Шиппинг» и ООО «Каматрансойл» (указаны как владельцы танкера «Волгонефть-212») — совокупно на 49,5 млрд рублей.
ЗАО «Волгатранснефть» (собственник танкера «Волгонефть-239») — на 35,5 млрд рублей.

Проблема взыскания столь фантастических сумм упирается в несколько ключевых и сложных моментов:

Во-первых, размер предъявленных исков многократно, в разы, превышает реальную рыночную стоимость самих судов, ставших источниками загрязнения. Это создает фундаментальный вопрос об экономической состоятельности ответчиков покрыть ущерб даже при желании.

Во-вторых, существует высокий риск того, что привлеченные к ответственности компании могут инициировать процедуру банкротства. Такой шаг является стандартным механизмом в подобных ситуациях для попытки минимизировать или вовсе избежать финансовой ответственности, особенно при столь неподъемных суммах.

В-третьих, юридическая структура собственности морских судов часто бывает сложной и многоуровневой. Не исключен сценарий, при котором формальные владельцы танкеров – ООО «Кама Шиппинг», ООО «Каматрансойл» и ЗАО «Волгатранснефть» – могут оказаться компаниями с минимальными активами, так называемыми «пустышками» или «однодневками», созданными специально для ограничения рисков. В этом случае взыскать миллиарды будет попросту не с чего.

Аналитики, комментируя ситуацию, склонны рассматривать озвученные 85 миллиардов скорее как мощный символический сигнал, демонстрирующий серьезность подхода государства к вопросам экологической ответственности. «Это скорее символические цифры, — отмечают эксперты. — Но даже если взыщут десятую часть, это будет рекордный экологический штраф в истории России». Сам факт предъявления иска на такую сумму уже беспрецедентен.

Пока судебный механизм только начинает свою работу, Черное море продолжает медленно и сложно восстанавливаться после нанесенного ему удара. Экологическая система понесла значительный ущерб, последствия которого будут ощущаться еще долгое время. Судьба же исковых требований Росприроднадзора на 85 миллиардов рублей остается под большим вопросом, а ответ на него во многом определит будущее экологического правоприменения в стране.

Этот громкий процесс неизбежно станет важнейшим прецедентом. Его итоги продемонстрируют реальную готовность и способность российской судебной системы по-настоящему жестко и эффективно привлекать к финансовой ответственности за причинение масштабного вреда окружающей среде, посылая тем самым четкий сигнал всем потенциальным нарушителям.