Система медицинского обслуживания в российских образовательных учреждениях ждет значительное обновление. С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый приказ Министерства здравоохранения РФ, который кардинально пересматривает порядок оказания медпомощи воспитанникам детских садов и школьникам. Документ, отменяющий прежние правила, вводит строгие требования к оснащению, персоналу и процедурам, направляя детское здравоохранение в русло большей системности и доступности.
Медкабинеты станут обязательными
Приказ категоричен: все школы и детские сады, реализующие основные образовательные программы, обязаны иметь медицинский пункт на своей территории. Это не просто угловая комната с тонометром. Новые требования предполагают наличие как минимум двух полноценных помещений: **приёмного кабинета и процедурной комнаты**. Возможна и дальнейшая специализация – организация стоматологических, офтальмологических кабинетов и залов для лечебной физкультуры там, где потребности учреждения этого требуют. Оснащение этих медблоков теперь не оставлено на усмотрение администрации. Минздрав в Приложении № 3 приводит детализированный список обязательного оборудования, мебели и материалов: от базовой медицинской мебели и инструментов до обязательных аптечек для противошоковой терапии, укладок для профилактики парентеральных инфекций и достаточного запаса одноразовых расходников.
Штатные нормативы: сколько медиков положено детям
Одно из ключевых новшеств – установление четких и обязательных нормативов численности медицинского персонала для детских коллективов. Приказ конкретно регламентирует:
Допустимая нагрузка на врачей:
1 врач педиатр или с образованием по «лечебному делу» должен обслуживать:
— до 180–200 воспитанников ясельных групп в детских садах;
— до 400 детей в старших группах детских садов;
— до 1000 обучающихся в школах.
Допустимая нагрузка на средний медицинский персонал (фельдшеры, медсестры):
— 1 человек (фельдшер или медсестра) на каждые 100 воспитанников детского сада, без разделения по группам;
— 1 человек (фельдшер или медсестра) на 100–500 школьников.
Эти цифры призваны положить конец практике, когда один медицинский работник вынужден разрываться между несколькими зданиями или тысячами детей одновременно. Теперь минимально допустимое присутствие медиков прописано в законе.
Квалификация и обязанности персонала
Приказ не оставляет места непрофессионализму. Жестко прописаны требования к квалификации тех, кто будет отвечать за здоровье детей:
Врачи должны иметь высшее образование по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело», а также пройти послевузовскую подготовку в ординатуре или интернатуре.
Фельдшеры обязаны иметь диплом о среднем медицинском образовании по специальности «Лечебное дело».
Медицинские сестры должны быть выпускниками системы СПО по специальности «Сестринское дело в педиатрии» (или с квалификацией, соответствующей работе с детьми).
Функционал персонала также четко обозначен:
— Оказание неотложной первичной медицинской помощи при острых состояниях и травмах;
— Организация и проведение профилактических осмотров детей;
— Выдача направлений в поликлиники для консультаций или обследований;
— Своевременный вызов скорой помощи при необходимости;
— Мониторинг санитарно-гигиенического состояния помещений и территории образовательного учреждения;
— Взаимодействие с правоохранительными органами при выявлении случаев насилия или травм непонятного происхождения у ребенка.
Индивидуальный подход к детям с ОВЗ
Важнейшим нововведением является закрепление на законодательном уровне порядка помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приказ признает, что некоторым из них требуется особое сопровождение в течение учебного или пребываемого в саду дня.
Теперь родители такого ребенка имеют право официально обратиться к администрации школы или детсада с заявлением и медицинскими документами от лечащего врача. Эти документы должны подтверждать необходимость регулярного приема лекарств в строго определенное время, получения специального питания (например, для диабетиков или детей с целиакией), или выполнения иных медицинских назначений.
На основании этих документов и заявления родителей, медицинский работник учреждения (с соблюдением правил хранения лекарств или питания) получает полномочия принимать от родителей необходимые препараты или средства и оказывать ребенку требуемую помощь по строгому врачебному предписанию. Это снимает огромную нагрузку с родителей и обеспечивает непрерывность медицинского сопровождения.
Новый приказ Минздрава – это не просто список новых требований. Это фунментальный шаг к организации целостной, доступной и профессиональной системы медицинского обеспечения детей в самом важном для их формирования месте – образовательных учреждениях. Он превращает школьный или садовский медпункт из формальности в действенное звено госсистемы здравоохранения, способное вовремя оказать помощь, провести профилактику и обеспечить контроль за санитарными нормами. Экспертный взгляд сходится к одному: эти изменения назрели и призваны качественно изменить подход к охране здоровья миллионов российских детей.