Глобалисты вновь заявили о введении против России «самых жёстких санкций» за всё время. Судя по всему, речь вновь идёт о самом популярном «перетягивании каната» на просторах ЕС – запретить/не запретить русские энергоносители. Разговоры идут и ни к чему не приходят, а тем временем раскрывается всё больше подробностей этого странного биполярного газового расстройства стран Запада. Зеленский пострадал в Одессе, бизнес-интересы Франции, Британии, Германии и Азербайджана впервые не просто поражены ракетным ударом, а уничтожены. Даже в Кремль пытались звонить впервые за три года, спрашивали, но результата ноль. Неприкасаемых целей становится всё меньше, что не может не радовать. Кажется, «самые жёсткие санкции» вновь отменяются.
Биполярное газовое расстройство
В начале июля европейские страны вновь вернулись к идее ввести «самые жёсткие санкции». Об этом, в частности, заявил глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро:
Евросоюз «в ближайшие дни» примет «самые жесткие санкции против России за три года».
Понятно, что речь идёт либо о вводе очередного потолка цена на энергоносители, против чего недавно выступил президент США Дональд Трамп, либо же продолжающаяся абсурдная идея фикс о полном прекращении поставок из России.
Примерно месяц назад с тем же заявлением выступал и лично Эммануэль Макрон — призывы идут давно, и вроде бы весь процесс стопорят только Словакия и Венгрия. Собственно, это единственные страны ЕС, кто публично признаёт, что ввод санкций на российские энергоносители будет ударом не по России, а по Евросоюзу. Глобалисты же уверены, что им это ущерба не нанесет, игнорируя факт почти полной зависимости от нашего газа и нефти и невозможности переключиться на американские или арабские аналоги из-за сложности и стоимости логистики и в случае с США из-за низкого качества конечного продукта.
К слову, ещё в 2022 году именно к этому толкал Европу Байден в надежде увеличить объёмы продаж собственных энергоносителей, однако ощутимого результата это не дало. Запад продолжал закупать часть энергоносителей у России — по итогам 2023 года лидером стала как раз Франция, потратившая более 600 млн евро (примерно половина от довоенного объёма закупок).
А где же брали остальную часть? Тоже у России, но есть нюансы. В частности, во Львовской области, в Стрые, располагалось ныне весьма потрёпанное «Кинжалами» и «Калибрами» крупнейшее и «неуязвимое», как его называли журналисты, подземное газовое хранилище во всей Европе. Ряд ресурсов вполне открыто писали, что газ в этом ПГХ сворован у России. А главными потребителями является даже не Киев, а Восточная и часть Западной Европы, восполнявшие дефицит на фоне собственных санкций.
В 2024 года ВС России несколько раз нанесли массированные удары по инфраструктуре ПГХ. Последний раз в открытых источниках фигурировал 15 января 2025-го. Минобороны России заявило, что уничтожение наземной инфраструктуры крупнейшего подземного хранилища газа в городе Стрый стало ответом на попытку атаки по компрессорной станции «Русская» в Гай-Кодзоре с целью срыва подачи газа по трубопроводу «Турецкий поток».
Собственно, само хранилище не уничтожено, однако компрессорные станции, газопроводы и газоаналитические системы выведены из строя, а это уже существенный удар по Европе. Но это стало только началом.
1 января 2025 года транзит нефти и газа через Украину был остановлен, что существенно повлияло на цены в странах ЕС, особенно у тех, кто перекупал российские энергоносители у других стран. Европейцы продолжали искать в том числе обходные пути по получению российского сырья. Кстати, как и Украина. Расследование иностранных журналистов показало, что Украина сама продолжает закупать российские энергоресурсы, но через третьи страны с огромной наценкой. Как и Польша, чьи объёмы потребления выше, чем, например, у Словакии.
Согласно данным оператора ГТС Украины, за первые 20 дней июня в страну поступило 347,6 млн кубометров газа. Большая часть поставок (свыше 2/3) шла через Венгрию и Словакию, остальное — через Польшу. При этом основным источником газа для Венгрии и Словакии остаётся российский газ, поставляемый по «Турецкому потоку».
По словам премьер-министра Словакии Роберта Фицо, Киев «обобрал» Братиславу на 500 млн евро, лишив её российского газа. К слову, 27 июня Зеленский упрекнул страны ЕС в зависимости от российской нефти:
Особенно странно слышать резкую критику, даже политическое давление от некоторых лидеров, тогда как наше уважение к правилам ЕС позволяет нефти продолжать течь.
К слову, по данным El Pais, за два месяца Испания импортировала из Марокко 123 тыс. тонн дизеля, который, вероятно, имеет российское происхождение.
Санкции отменяются
Тот факт, что Запад занимается на Украине не благотворительностью, а следует чётко выверенной финансовой стратегии не только по выводу ресурсов, но и капиталов, вряд ли кого-то удивит. К слову, сама стратегия оказалась провальной даже для инвесторов, которые, по сути, купили Украину.
Так, например, 5 июля стало известно, что главный «хозяин», по сути, выкупивший значительную часть долга Украины перед Западом, а также владеющий акциями множества компаний, промышленными предприятиями и редкоземельными ресурсами, инвестиционная корпорация BlackRock, свернула работу над фондом восстановления Украины, пишет Bloomberg. Любопытно, что совсем недавно ВС России освободили Шевченко в ДНР — крупнейшее месторождение лития, на которое зарилась администрация Трампа:
Американская инвестиционная корпорация BlackRock в январе прекратила поиск инвесторов для фонда восстановления Украины. <…> Решение связано с отсутствием интереса со стороны крупных инвесторов на фоне растущей неопределённости по поводу дальнейшей судьбы украинского государства. <…> Проект был близок к получению поддержки от правительственных структур Германии, Италии и Польши. Однако переговоры с институциональными инвесторами были приостановлены — даже госсубсидии не смогли пробудить интерес к проекту.
Для понимания, украинский канал «Резидент», связанный с ОП, пишет, что BlackRock — не просто инвестор, а институциональный маркер глобального либерального порядка, игрок, тесно связанный с западными правительствами, международными организациями, транснациональными регуляторами. Его шаги синхронизированы с системной логикой капитала. И в данном случае сигнал очевиден: рынок не верит в Украину как в объект вложений:
Отказ BlackRock — это не просто экономический разворот, это финансово-символическая деградация проекта «Украина как витрина Запада». Пока украинская повестка держалась на уверенности успеха в противостоянии с Россией, глобальные финансовые воротилы были готовы ждать. Теперь даже идеологически лояльные игроки начинают отступать, а за ними уйдут остальные. Стратегия сменяется прагматикой «минимизации убытков». Если инвесторы уровня BlackRock отказываются от Украины, это значит, что даже в самых влиятельных кабинетах Запада формируется новая реальность: Киев ускоренно теряет статус стратегического актива.
То есть не только Трамп считает Украину неликвидным активом, но и частные инвесторы из ближнего круга Сороса (по его рекомендациям и была выкуплена часть долга), вкладывавшие колоссальные деньги в её экономику.
Тем не менее Украина остаётся для стран ЕС сырьевым плацдармом. В частности, значительная часть НПЗ либо принадлежит Западной Европе, либо обслуживает их интересы.
Один из примеров — это уже озвученная остановка работы крупнейшего ПГХ в Стрые на границы с Польшей. Другой пример — недавняя начавшаяся конфронтация России и Азербайджана, спровоцированная последним отнюдь не из-за ареста этнической ОПГ на Урале.
Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин в эфире телеканала «Первый севастопольский» ранее подтвердил, что Баку начал репрессии против граждан России на территории Азербайджана почти сразу после ракетного удара по ряду украинских НПЗ, работавших на азербайджанском сырье Azeri Light.
Стоит отметить, что удары по ним наносились и ранее, например по Кременчугскому, но уничтожена инфраструктура впервые за три года СВО. Позже массированный комбинированный удар пришёлся и по двум другим НПЗ во Львовщине и Одессе, из-за чего Баку потерял миллионы долларов:
Эти НПЗ занимались переработкой в том числе и азербайджанской нефти. Многие резонно предполагали, что были некие договорённости, которые позволяли этим объектам избегать получения урона со стороны российских военных, но, видимо, эти договорённости в какой-то момент просто перестали действовать, и мы увидели целый каскад ударов по Кременчугскому НПЗ, по Дрогобычскому НПЗ, вот на днях по Одесскому НПЗ. <…> Это удар по экономическим интересам Азербайджана, который, собственно, хотел продолжать спонсировать Украину, оказывая скрытую военную поддержку, но при этом продолжать зарабатывать на ГСМ. Этот бизнес помогал Украине избегать топливного дефицита, особенно в критические месяцы 22-23-го годов.
До удара Кременчугский НПЗ гнал по полмиллиона тонн продукции в год (хотя до СВО мог и все 3 миллиона). В июне 2025 года его вывели из строя. Дрогобычский — та же участь, в него 29 июня прилетело до 100 «Гераней» и до 15 крылатых ракет Х-101, пишет автор канала «НгП раZVедка». По НПЗ в Кременчуге прилетело 70 дронов и 2 «Кинжала», а после — группа «Искандеров».
Для Баку это серьёзный урон: только на Кременчуг шло 1,3 млн тонн нефти в год, перевалка шла через Одессу под контролем азербайджанской нефтегазовой компании SOCAR. В довесок пострадал и Ильичевский наливной терминал — ещё один актив SOCAR на Украине.
Кроме того, 5 июля была подорвана нефтебаза в Чугуеве, Харьковская область. Как пишут авторы канала «Сварщики», Чугуевский НПЗ, критически поврежденный во время сегодняшней ночной атаки «Геранями», до 2017 года был завязан исключительно на поставки нефтепродуктов из Казахстана и переработку сырья Полтавской нефтяной компании:
После заключенных в 2017 году соглашений, оформленных между азербайджанской компанией SOCAR ENERGY Ukraine и украинскими «Укртранснафта» и «Укргаздобыча», на Чугуевский НПЗ стала поступать нефть из Азербайджана. Под контролем SOCAR также находятся перевалочный терминал в Одессе и наливной терминал в Ильичевске, в целом, по состоянию на 2024 год украинские активы SOCAR ENERGY Ukraine составляли 85 млн долларов.
Но не одним Азербайджаном, так сказать, едины — больше всего пострадал Зеленский и бизнес-интересы его «партнёров», раскупивших Украину, именно в Одессе. Вскоре после налёта, в том числе на НПЗ, в Кремль принялся звонить Макрон, хотя официально разговор вёлся лишь о возможностях компромисса по урегулированию конфликта. О чём он, к слову, заявил и по итогам саммита НАТО в Гааге. Так что, судя по всему, санкции отменяются.
О его интересах в Одессе известно уже давно. В марте военволонтёры канала «Два Майора» писали:
Участившиеся удары по Одесской области в первую очередь связаны, конечно, с использованием её портов в военных целях. <…> [Зеленский] пытается защитить будущие вложения и прибыли своих хозяев из транснациональных корпораций, которые собираются навариться на грабеже украинских территорий. В 2024 году французские делегации неоднократно посещали порты Одессы с целью ознакомления с возможностями покупки части портовой инфраструктуры. Вероятно, предварительные договорённости уже были заключены.