Масуд Пезешкиан побывал в столице Нагорного Карабаха Ханкенди (бывший Степанакерт) на саммите Организации экономического сотрудничества, где без переводчика поговорил с Алиевым и Эрдоганом. Стало ясно: Баку свою цель знает. А что будут делать Россия и Иран?
Об этом корреспондент «Новороссии» спросил политического обозревателя «Царьграда» Сергея Латышева, который внимательно следил за тем, как «обрабатывали» на саммите президента Ирана Масуда Пезешкиана.
– Если коротко, то что им нужно от Тегерана?
– Начнем с того, что переводчик и лишние уши были исключены. Алиев и Эрдоган общаются с президентом Ирана на одном языке: азербайджанский и турецкий – почти одно и то же, а Пезешкиан – этнический азербайджанец.
Им нужно, чтобы Иран отступился от Армении, изменил позицию по Зангезурскому транспортному коридору, который свяжет Каспий с Турцией и с Европой, но отрежет Иран от Закавказья.
И, скорее всего, они хотели заверить Тегеран, что в обмен на это не станут помогать его врагам способствовать смене режима, хотя они только этим и заняты.
Что хотели от Ирана?
– Азербайджан открыто сотрудничает с Израилем во многих сферах. Но ведь Турция грозит ему чуть ли не войной?
– Это пустая риторика. Кто Сирию отобрал у Ирана с Катаром за компанию и тем самым помог Израилю, а не Ирану?
– Пезешкиан заявил: «Мне говорили, что эта поездка может быть для меня опасной. Но, как видите, я вернулся без проблем». Намекал, что его могли убрать?
– Его там принимали скромно, встретил первый заместитель премьер-министра, провожал – министр культуры. Пезешкиан лукавит. Никто на Западе не хочет его убивать, в нём видят «реформатора», который пойдёт на уступки, чем поможет расколоть Иран. Пезешкиан – первый этнический азербайджанец на посту президента страны, родной язык считает частью своей идентичности, родом из иранского Восточного Азербайджана. Кстати, у Алиева отец курд, а мать… армянка.
Пезешкиан – противник религиозного фундаментализма, «западник» и стоит во главе империи, которую США и Израиль приговорили к разделу. В чём им помогают иранские соседи.
– Но ведь верховный глава Ирана Али Хаменеи тоже азербайджанец, и он там главный.
– Он слишком стар, слаб здоровьем и скоро уйдёт. Это будет момент большой уязвимости для Ирана, враги этим воспользуются. Кстати, так же это будет и с Россией в случае неизбежного однажды трансфера власти…
Но все равно Иран не пойдет на сотрудничество с Западом, там не только Пезешкиан есть, и там понимают, что в любом случае Запад и Израиль не оставят их никогда в покое. Так что лучше им быть с Россией.
После атак Израиля и США Иран ослаблен, и им надо было понять, как Тегеран будет действовать на закавказском направлении дальше. Судя по тому, что провожать Пезешкиана отправили всего лишь министра культуры, он им ничего хорошего не обещал.
– Наверное, Пезешкиана пугали, что построят в Азербайджане крупнейшую натовскую базу региона. А она направлена на первом этапе будет против Ирана.
– А на втором – против России. Мол, они это делают в страхе перед Москвой, которая, захватив Украину, возьмётся за Азербайджан. Но воевать с нами они боятся, поэтому прессуют Иран.
– А база им поможет чем?
– Там могут заправлять и снаряжать бомбами и ракетами улетающие бомбить Иран натовские или израильские самолёты. Но России всё это тоже касается. Тем более что Баку решил окончательно испортить отношения с Москвой.
– Но ведь мы крупнейшие торговые партнеры.
– Видимо, приглашение принять участие в разделе Армении и Ирана Алиеву, который испытывает после карабахской победы головокружение от успехов, больше по душе. И это очень серьёзная ошибка…
– Как бы России не пришлось создавать еще один «санитарный кордон»…
– К тому же мы можем смело предположить, что следующей страной, которую Запад поведет по такому сценарию, будет во многом похожий на Азербайджан Казахстан.
– В Национальном собрании Азербайджана заявили о «приостановке» переговоров с Москвой по нескольким крупным проектам. Помидоры нам перестанут продавать?
– Скорее всего, речь о сооружении международного транспортного коридора «Север – Юг», который пройдёт через Азербайджан и соединит Россию с Ираном и Индией, которая поддерживает Армению.
– То есть нам не дадут расширить сухопутные пути в Иран вдоль западного берега Каспия.
– Выделенные на коридор сотни миллиардов рублей можно пустить на организацию паромного сообщения с Ираном через Каспий, работу которого Москва и Тегеран могут обеспечить в том числе и силовым способом.
И у Тегерана, и у нас есть чем ответить. Эрдоган ведь тоже не вечен. Тем более что план США по переформатированию Ближнего Востока предусматривает лишение Ирана Восточного Азербайджана, а Турции – юго-восточных районов, чтобы создать за счёт этого новое государство – Курдистан.
– Что России делать в этой ситуации?
– Самое неправильное – это продолжать не замечать непреложный факт, что Баку сделал выбор, с кем он и против кого. Пока мы не покажем, что мы сильны, пока не станем внушать к себе уважение и трепет, ничего не поменяется.
– А Мария Захарова сказала, что отношения с Баку по-прежнему «носят характер стратегического союзничества», что они стали жертвами внешних сил.
– Странно это было слышать. Печальная истина в том, что «исторический период общности, когда мы были частью единого государства» (это слова Захаровой) в современном Азербайджане рассматривают как период колониального гнета, за что русские должны расплатиться…
Раз есть государство, то у него есть и своя мифология. И чем больше мы для него сделаем, тем больше нас за это будут ненавидеть: так было всегда. Поэтому мудрые китайцы кого могли китаизировали, а к остальным относятся чисто прагматично. Пора и нам выучить этот урок.