Российская система высшего образования готовится к масштабной трансформации. Полный переход на принципиально новую модель обучения должен завершиться в 2027 году. Об этом со всей определенностью заявил заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, выступая на заседании профильного комитета Государственной Думы.
Центральным элементом грядущих изменений станет отказ от привычной схемы бакалавриат + магистратура, унаследованной от Болонской системы. Ей на смену придет трехступенчатая структура подготовки специалистов, ориентированная на более глубокую и фундаментальную подготовку кадров, отвечающих современным вызовам экономики и технологий.
Первой ступенью станет базовое высшее образование. Его продолжительность составит от пяти до шести лет. Этап призван обеспечить выпускников солидным объемом знаний и компетенций по выбранному направлению, значительно превышающим уровень нынешнего бакалавриата.
Вторая ступень – специализированное магистерское обучение. Оно рассчитано на один или два года и предназначено для углубления знаний в конкретной узкой области или получения дополнительной специализации. Этот уровень предполагает более гибкий подход, отвечающий индивидуальным карьерным траекториям или требованиям инновационных отраслей.
Третья ступень отведена под профессиональное высшее образование, которое будет реализовываться через программы аспирантуры. Здесь фокус сместится на подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к исследовательской и инновационной деятельности.
Как подчеркнул Афанасьев, юридическое оформление реформы уже в работе:
«Соответствующий законопроект министерство планирует внести в Госдуму в четвёртом квартале текущего года»
Это означает, что законодательная база для перехода начнет формироваться уже в ближайшие месяцы.
Данный переход не является неожиданностью. Первые шаги по реформированию системы были предприняты еще в 2022 году, когда Россия официально начала отходить от принципов Болонского процесса. В 2023 году стартовал практический этап: пилотный проект новой модели был запущен в шести ведущих университетах страны. Эти вузы стали полигоном для апробации подходов, методик и структуры обучения в рамках трех ступеней.
Учитывая опыт пилотного этапа, Минобрнауки рассматривает возможность расширения эксперимента. Ведомство изучает вопрос о включении в проект дополнительных высших учебных заведений. Это позволит собрать более репрезентативные данные, протестировать модель в разных условиях и масштабах перед ее повсеместным внедрением.
Таким образом, 2027 год обозначен как рубеж, к которому вся система российского высшего образования должна перестроиться на новые рельсы. Цель реформы – создать более гибкую, глубокую и ориентированную на практические нужды страны модель подготовки специалистов, способную обеспечить технологический суверенитет и конкурентоспособность российской экономики на долгосрочную перспективу. Предстоящие годы станут временем интенсивной работы по законодательному оформлению, методической подготовке и масштабированию пилотного опыта на все вузы Российской Федерации.