Политолог раскрыл реальную причину странного поведения Алиева – за Азербайджаном стоят могущественные силы. Россию хотят выдавить с Каспия. Баку выбрал грязные методы – чем ответим? Подробности читайте в материале «Новороссии».
Об этом мы говорим с обозревателем «Царьграда» и политическим экспертом Владленом Чертиновым.
— На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев не только объявил о подготовке международного иска против России из-за крушения лайнера AZAL, но и открыто встал на сторону Киева, призвав украинцев «не соглашаться с оккупацией». Что подтолкнуло его бросать такой вызов России?
— Это классическая азербайджанская тактика, взращиваемая веками: втираться в доверие, чтобы потом ударить в спину. Вспомните 1806 год: генерал Цицианов приехал в Баку, доверяя хану Хуссейну-Кули как другу, а тот его вероломно убил и отправил голову персидскому шаху. Сегодняшний «хан» Алиев действует ровно так же. Казалось бы, стратегический партнёр, получал от России оружие, политическую поддержку — и внезапный разворот на 180 градусов.
— Не такой уж и внезапный, антироссийские высказывания Алиев позволял себе и раньше, особенно в связи с авиакатастрофой AZAL…
— Да, несмотря на то, что Путин лично позвонил Алиеву, извинился за инцидент, пообещал расследование. При этом Алиев «забыл» о том, что в 2020 году Азербайджан сбил российский Ми-24. Тогда власти Азербайджана сослались на «случайность», но до сих пор не выплатили компенсаций семьям, Алиев даже не ответил на их обращения.
— То есть «самолетная» история для Алиева была лишь удобным поводом?
— Политолог и кавказовед Аслан Рубаев считает, что реальная причина выступлений Алиева — давление Запада, прежде всего Британии. Азербайджан давно уже не самостоятельный игрок. Формально там заправляет Турция, но на самом деле кукловоды — англосаксы. Они стремятся вытеснить Россию с Южного Кавказа, взять под контроль Зангезурский коридор, Каспийское море и все энергопотоки и логистические маршруты, по Каспию проходящие. Рубаев говорит:
Этим и объясняется возникшая напряженность в отношениях с Азербайджаном, власти которого пошли по пути одностороннего обострения и выбрали самые грязные методы — аресты наших журналистов, избиения наших туристов.
А ведь помимо интересов Великобритании, есть еще и доктрина, разработанная в 1994 году Агентством национальной безопасности США.
— Расскажите о ней подробнее.
— Ничего особенно неожиданного и нового в ней нет. Она предусматривает планы дестабилизации Южного Кавказа и формирования в Армении прозападной элиты, которая должна будет выдавить с территории республики нашу военную базу и пригласить туда НАТО под видом миротворцев. Именно этот сценарий сейчас разыгрывают Алиев, Пашинян и Эрдоган. Аслан Рубаев подчеркивает:
Они идут на умеренное обострение для того, чтобы дестабилизировать регион. Эта дестабилизация — большой подарок для западных спецслужб, дающий им козыри, чтобы привести ситуацию к нужному им урегулированию.
— Что Россия может этому противопоставить?
— Жесткость. Надо бить по самому больному — по диаспорам. Аслан Рубаев предлагает провести срочные переговоры между Алиевым, Пашиняном и Путиным. И на них в ультимативной форме пригрозить, что, если вдруг произойдёт блокировка Каспия, в России будут закрыты все азербайджанские бизнесы: от ларьков до крупных компаний. И это будет лишь первым шагом. А вторым Россия перекроет им кислород везде, где они от нас зависят: от инвестиций и внешней торговли до поддержки на международных треках. Азербайджан по-прежнему зависит от России во многом.
— То есть необходимо перекрыть Алиеву финансовые потоки?
— Да. И дать понять наглядно, в цифрах: если Баку продолжит игру в поддавки с Западом, он потеряет гораздо больше, чем приобретет. Ждать нельзя. Надо действовать. Если Алиев хочет войны — пусть получит её на всех фронтах: экономическом, политическом, информационном. И тогда у России будут хорошие шансы закрепиться на Южном Кавказе. Власть не должна молчать. Мы почему-то терпим хамство Баку, хотя должны действовать жестко. А за убитых русских летчиков слабо спросить с Алиева?
— Что, по-вашему, случится, если русского ультиматума не будет?
— Я считаю, что ничего хорошего. Конечно, останется опробованный перед СВО вариант многочисленных заявлений и привлечения международного внимания в надежде, что так называемый цивилизованный мир опомнится и не станет доводить дело до вооруженного конфликта. Но, как показала Украина, не затем Запад эту войну готовит и начинает. Если мы не начнем отвечать решительно, мы рискуем потерять Южный Кавказ.