...
Dark Mode Light Mode
Шахназаров: «Это не шутки. Россию могут размазать. Сейчас страшнее, чем в Великую Отечественную войну»
Натовцы опозорились по полной и не заметили. В альянсе «похвастались», как следят за Россией с помощью «музейных» самолетов

Натовцы опозорились по полной и не заметили. В альянсе «похвастались», как следят за Россией с помощью «музейных» самолетов

Натовцы опозорились по полной и не заметили. В альянсе «похвастались», как следят за Россией с помощью «музейных» самолетов

НАТО следит за военной активностью России на Балтике с помощью самолетов, оборудованных комплексом радиообнаружения AWACS, пишет BI. Самолеты давно устарели и похожи на музейные экспонаты, но оснащены современным оборудованием, важно надувает щеки автор.

На борту натовского самолета AWACS. Во время полета над Восточной Европой на светящейся приборной панели самолета мигали крошечные треугольники и U-образные фигуры. Каждая фигура обозначала присутствие корабля, истребителя или другого движущегося объекта вблизи Балтийского моря и милитаризованного российского эксклава Калининграда. За ними следил натовский E-3A Sentry — летающий радар и воздушный командный пункт с вращающимся радарным куполом, который сканирует всё на сотни километров вокруг.

«Мы — это глаза в небе, — сказал майор Бен, офицер ВВС США и оператор по распределению истребителей. — Находясь на высоте 10 000 метров, мы можем смотреть вниз и видеть практически всё, что происходит на земле».

На этой неделе журналисты Business Insider получили возможность присоединиться к восьмичасовому разведывательному полету на натовском самолете AWACS над Восточной Европой.

Вылетев в 8 утра с авиабазы Гайленкирхен на западе Германии, где базируются 14 устаревших самолетов E-3, мы взяли курс на восток для поддержки операций Baltic Sentry — текущих усилий альянса, направленных на защиту подводной инфраструктуры после недавних инцидентов с диверсиями в Балтийском море.

«Отличный вид, правда?» — сказал кто-то в кабине в наушники, когда самолет пробился сквозь тонкий слой облаков.

Воздушная система предупреждения и контроля, или AWACS, — это модифицированный пассажирский самолет Boeing 707/320 с радаром дальнего действия и современными датчиками, способными обнаруживать дружественные или враждебные объекты на большом расстоянии и собирать данные, которые в режиме реального времени могут передаваться на наземные станции, корабли или другие самолеты союзников.

E-3 легко узнать по вращающемуся на 360 градусов куполу радара над фюзеляжем. Он способен видеть более чем на 500 километров в воздухе и на поверхности, предоставляя военному руководству крайне важные сведения об обстановке в военное или в мирное время. Интерьер старого самолета больше похож на капсулу времени периода холодной войны, чем на боевой самолет XXI века. На самом деле этот самолет — мозговой центр наблюдения, оснащенный передовым и строго засекреченным оборудованием, которое следит за общей обстановкой.

«Основная задача этой платформы — наблюдение», — сказал майор Бен. Он, как и другие участники полета, с которыми беседовало наше издание, по соображениям безопасности смог назвать только свое звание и фамилию.

E-3 способен выполнять целый ряд задач, включая наблюдение, слежение, обнаружение целей, раннее предупреждение, командование и контроль, а также управление боем, что делает его ценной военной техникой, одной из немногих, которой фактически владеет сам альянс НАТО.

Построенные в 1980-х годах, эти самолеты и сейчас имеют важное значение

НАТО получил свои первые E-3 в 1982 году. Несмотря на свой возраст, эти самолеты оказались незаменимыми после начала российско-украинского конфликта в 2014 году. После начала спецоперации в 2022 году флот самолетов AWACS усилил патрулирование, чтобы отслеживать активность России и сдерживать агрессию на восточном фланге НАТО.

Самолет AWACS функционирует как офис на высоте с различными функциями и оборудованием, где члены экипажа работают за компьютерами или с другими чувствительными приборами. В задней части самолета есть несколько импровизированных кроватей, место для хранения и разогрева пищи, а также туалет. В 2025 году интерьер этого самолета выглядит устаревшим и напоминает музей. Тем не менее, этот летающий командный пункт не просто артефакт прошлого. Самолет оснащен передовой техникой. Почти всё, с чем работает экипаж, от документов до мониторов компьютеров, закрыто и должно быть продезинфицировано, прежде чем журналисты смогут сделать фотографии. Самая секретная часть самолета, где находятся ключевые системы связи, закрыта шторкой.

Большой радар самолета совершает оборот раз в 10 секунд и может обнаружить всё: от военных кораблей до самолетов и систем ПВО. Он собирает данные, которые операторы наблюдения могут видеть на цифровых картах и немедленно передать специалистам на земле, на море или в воздухе.

«Мы отправляемся туда, где необходимо определить картину с воздуха», — объясняет голландский диспетчер капитан Яспер, который следит за воздушным пространством и обстановкой на земле.

«На это не способны статические объекты и большинство наземных объектов», — сказал он, добавив, что в этом состоит преимущество «наличия большого летающего радара и станции контроля воздушного пространства».

На одном из экранов, на который нашим репортерам разрешили посмотреть, видна активность в Польше, Литве, Эстонии, над Балтийским морем и Калининградом. Небольшая, но сильно милитаризованная российская территория, расположенная между двумя странами НАТО, уже давно вызывает беспокойство у альянса. Именно поэтому за ней наблюдают самолеты с системой AWACS, и они видят всё.

Если российский истребитель взлетит с авиабазы в Калининграде, его наверняка засекут самолеты AWACS, которые находятся рядом с этим воздушным пространством. В Калининградской области находится некоторая часть российских кораблей, сухопутных войск и средств ПВО. Польский диспетчер пассивного контроля капитан Марек, работающий с передовыми датчиками AWACS, сказал, что самолет обеспечивает дополнительную «осведомленность об обстановке» для операции Baltic Sentry и для союзников на восточном фланге. Он добавил, что самолет является важной частью европейской безопасности, и это особенно актуально после начала конфликта на Украине.

Гибкость в полете

Помимо впечатляющих возможностей наблюдения, самолет E-3 также является командно-диспетчерской платформой, которая может координировать действия с другими самолетами и легко менять задачи. Например, наш полет изначально планировался в воздушном пространстве Польши, но его перенесли в воздушное пространство Литвы, чтобы поддержать учебную миссию с участием португальских истребителей F-16. Такая гибкость является крайне важной особенностью высокотехнологичных боевых действий, где многочисленные силы и средства будут находиться в движении в быстро меняющейся оперативной обстановке. «В наше время лучше иметь гибкие силы. Мы можем быть везде», — сказал капитан Джаспер.

Ключевым фактором гибкости самолета E-3 является его выносливость. Обычно самолет работает в течение 8,5 часов, но благодаря возможности дозаправки в воздухе он может совершать и более длительные полеты. Во время полета у нас загорелись хорошо знакомые значки с ремнями безопасности, сигнализируя о том, что дозаправка скоро начнется.

Дозаправка в воздухе — это сложный процесс, требующий от пилотов самолетов AWACS снижения высоты и ручного управления, чтобы подсоединиться к заправщику и получить топливо. Так как полет был не самым простым, большая часть экипажа решила в это время поспать. Из кабины нам было видно, как E-3 настолько сблизился с американским самолетом-заправщиком KC-135, что можно было различить лицо пилота внутри, и принял 18 тонн топлива, после чего отделился и продолжил выполнение своей задачи.

Офицер по связям с общественностью голландский капитан Донни Деммерс, которому разрешили назвать свое полное имя, сказал, что руководство НАТО может посылать самолет AWACS для работы в районе, находящемся далеко от базы. Благодаря дозаправке в воздухе самолет может выполнять задачу в течение длительного времени. Самолет E-3 вернулся в Гайленкирхен и приземлился около 16 часов, однако время полета могло быть значительно увеличено, если бы это потребовалось во время военного конфликта. По словам Деммерса, «гибкость обеспечивает нашу боеспособность».

Джейк Эпштейн